Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Зенько Сергея Петровича, поданную через суд первой инстанции 26 июня 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 13 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2023 г.
по административному делу N 2а-323/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю о взыскании задолженности по налогам, пени в отношении Зенько Сергея Петровича.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, пояснения Зенько С.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Афанаскиной М.А, представляющей интересы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Зенько С.П. недоимки и пени по земельному налогу за 2020 г, пени по земельному налогу за 2015, 2017- 2019 гг, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг.
Требования мотивированы тем, что ответчик состоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика так, как ему на праве собственности принадлежат земельные участки, а также жилые дома. За 2020 г. Зенько С.П. начислен земельный налог по ОКТМО 04648437 в общем размере 9 552 рубля, по ОКТМО 04648413 в общем размере 29 126 рублей. В установленный законом срок указанный налог административным ответчиком не оплачен, в связи с чем была начислена пеня в общем размере 164 рубля 39 копеек. Также административным ответчиком не уплачен земельный налог за 2015, 2017, 2018, 2019 гг, в связи с чем за указанные года начислена пеня в общем размере 7 686 рублей 30 копеек. Кроме того, Зенько С.П. не уплачен налог на имущество физических лиц за 2017 и 2019 гг, в связи с чем начислена пеня в размере 231 рубль 08 копеек. В адрес Зенько С.П. направлено требование об уплате указанных выше налогов и пени, которое оставлено административным ответчиком без удовлетворения.
Налоговый орган просил взыскать с административного ответчика Зенько С.П. недоимку по земельному налогу за 2020 год по ОКТМО 04648437 в размере 9552 рубля, по ОКТМО 04648413 в общем размере 29126 рублей, пени по земельному налогу за 2020 год по ОКТМО 04648437 в размере 40 рублей 60 копеек, по ОКТМО 04648413 в размере 123 рубля 79 копеек, пени по земельному налогу за 2015 год по ОКТМО 04648413 в размере 628 рублей 85 копеек, пени по земельному налогу за 2017 год по ОКТМО 04648437 в размере 183 рубля 22 копейки, по ОКТМО 04648413 в размере 2 161 рубль 85 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год по ОКТМО 04648437 в размере 213 рублей 74 копеек, по ОКТМО 04648413 в размере 2 161 рубль 85 копеек, пени по земельному налогу за 2019 год по ОКТМО 04648437 в размере 394 рубля 82 копейки, по ОКТМО 04648413 в размере 1 941 рубль 97 копеек, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 113 рублей 33 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 117 рублей 75 копеек.
Решением Кировского районного суда г..Красноярска от 13 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено частично; взыскана с Зенько С.П. недоимка по земельному налогу за 2020 г..в размере 38 678 рублей, пени по уплате земельного налога за 2020 г..за период с 2 декабря 2021 г..по 18 декабря 2021 г..по ОКТМО 04648437 в размере 40 рублей 60 копеек, по ОКТМО 04648413 в размере 123 рублей 79 копеек, пени по земельному налогу за 2015 г..по ОКТМО 04648413 в размере 628 рублей 85 копеек (исчисленной за период с 02 сентября 2020 г..по 18 декабря 2021 г..), пени по земельному налогу за 2017 г..по ОКТМО 04648437 в размере 183 рубля 22 копейки (исчисленной за период с 02 декабря 2021 г..по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 5 171 рубль), по ОКТМО 04648413 в размере 1 064 рублей 99 копеек (исчисленной за период с 29 декабря 2020 г..по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 15 973 рубля), пени по земельному налогу за 2018 г..по ОКТМО 04648437 в размере 213 рублей 74 копеек (исчисленной за период с 02 декабря 2020 года по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 5 171 рубль), по ОКТМО 04648413 в размере 1 064 рубля 99 копеек (исчисленной за период с 29 декабря 2020 г..по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 15 973 рубля), по ОКТМО 04648413 в размере 981 рубля 33 копеек (исчисленной из суммы недоимки 13 153 рубля за период с 03 ноября 2020 г..по 18 декабря 2021 г..), пени по земельному налогу за 2019 г..по ОКТМО 04648437 в размере 282 рубля 50 копеек (исчисленной за период с 29 декабря 2020 г..по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 9 552 рубля), по ОКТМО 04648413 в размере 1 941 рубль 97 копеек (исчисленной за период с 29 декабря 2020 г..по 18 декабря 2021 г..из суммы недоимки 29 126 рублей), пени по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г..в размере 27 рублей 80 копеек (исчисленной из суммы недоимки 1412 рублей за
период с 03 ноября 2020 г..по 18 декабря 2021 г..).
В удовлетворении административных исковых требований о взыскании пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 1 096 рублей 86 копеек по ОКТМО 04648413 (исчисленной за период с 02 сентября 2020 г. по 18 декабря 2021 г. из суммы недоимки 13 153 рублей), пени по уплате земельного налога за 2018 г. по ОКТМО 04648413 (исчисленной за период с 02 сентября 2020 г. по 02 ноября 2020 г. из суммы недоимки в размере 13 153 рублей), пени по земельному налогу за 2019 г. по ОКТМО 04648437 исчисленной за период с 2 декабря 2020 г. по 28 декабря 2020 г. из суммы недоимки 9 552 рубля, пени по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. (исчисленной за период с 02 сентября 2020 г. по 02 ноября 2020 г. из суммы недоимки в размере 1 412 рублей) отказано; взыскана с Зенько С.П. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 557 рублей.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статьи 391 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
Налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 НК РФ).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Зенько С.П. на праве собственности в период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: N в связи с наличием которых административным истцом исчислен земельный налог за 2020 г. на общую сумму 38678 рублей. Также налоговым органом был произведен расчет суммы подлежащих уплате пени по земельному налогу, взысканному судебными актами, но им не оплаченного, за период 2015, 2017, 2018-2020 гг. в размере 7850, 69 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 231, 08 руб. за 2017-2018 гг. Своевременно направлялись Зенько С.П. налоговые уведомления и требования, однако налогоплательщик требования не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 56 в Кировском районе г. Красноярска 6 мая 2022 г. вынесен судебный приказ, который по заявлению Зенько С.П. отменен определением от 31 мая 2022 г. После чего оплата налога и пени произведена не была, в связи с чем административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Кроме того, в адрес Зенько С.П. направлены налоговые уведомления: N от 1 сентября 2021 г, N от 6 августа 2016 г, N от 6 сентября 2017 г, N от 24 августа 2018 г, N от 27 июня 2019 г, N от 3 августа 2020 г, требования об уплате налогов и пени: N от 15 декабря 2021 г, N от 19 декабря 2021 г, N от 31 декабря 2020 г, N от 16 октября 2020 г, N от 2 сентября 2020 г, N от 27 декабря 2019 г, N от 20 декабря 2018 г.
Указанные уведомления и требования направлены через личный кабинет налогоплательщика.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 28 апреля 2021 г, вступившим в законную силу 11 августа 2021 г. с Зенько С.П. взыскана недоимка по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 г. соответственно 17534 рублей и 1412 рублей.
Указанным решением суда установлено, что в деле нет надлежащих доказательств направления в адрес Зенько С.П. налогового уведомления N от 27 июня 2019 г, дающего основания для начисления пени за период до получения налогоплательщиком требования об уплате налога.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 22 марта 2022 г, вступившим в законную силу 6 мая 2022 г. с Зенько С.П. взыскана недоимка по земельному налогу за 2017-2019 гг. в размере 80227, 89 рублей, а также пени по данному налогу за 2017-2019 гг. в размере 233, 61 рублей.
Данным решением установлено, что Зенько С.П. с 24 октября 2017 г. пользуется личным кабинетом налогоплательщика, который не мог быть открыт без соответствующего заявления последнего. Представить данное заявление налоговый орган не имеет возможности по причине повреждения документов, согласно акту от 15 ноября 2018 г. N1 "О неисправимых повреждениях дел".
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 56 в Кировском районе г. Красноярска от 7 июля 2017 г. с Зенько С.П. взыскана недоимка по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу за 2015 г. в размере 9169, 73 рублей.
Также за 2020 г. у Зенько С.П. образовалась задолженность по земельному налогу в размере 38678 рублей и пени в размере 164, 39 рублей. Из материалов дела следует, что налоговое уведомление N от 1 сентября 2021 г. направлено Зенько С.П. через личный кабинет налогоплательщика, также соответствующее требование N от 15 декабря 2021 г. об уплате налога направлено через личный кабинет налогоплательщика по сроку уплаты до 8 февраля 2022 г.
Разрешая требования по существу и частично удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 19, пункта 1 статьи 23, пунктов 1, 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389, пункта 1, 2 статьи 390, пунктов 1, 1.1, 4 статьи 391, пункта 1 статьи 394, пунктов 1, 3, 4 статьи 396, пунктов 1, 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Гладковского сельского Совета депутатов N 16 от 24 ноября 2016 г. "О введении земельного налога на территории Гладковского сельсовета", решения Тугачинского сельского Совета депутатов N 9 от 20 сентября 2005 г. "О введении земельного налога", исходил из того, что Зенько С.П. обязанность по уплате задолженности по земельному налогу за 2020 г, а также налога на имущество физических лиц не исполнена, доказательств обратного не представлено. Суд пришел к выводу об обоснованности требований в части взыскания пени по земельному налогу, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2015, 2017, 2018, 2020 гг. В удовлетворении иных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на отсутствие у него доступа к личному кабинету налогоплательщика, вследствие чего направление налоговых уведомлений посредством размещения в личном кабинете не подтверждено.
Статьей 11.2 НК РФ регулируются вопросы использования физическим лицом налогоплательщиком личного кабинета.
Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (пункт 1 статьи 11.2 НК РФ).
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (статья 31 НК РФ).
Как установлено судами налоговым органом соблюден порядок направления налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговых уведомлений и требований об уплате спорных налогов и пени, а также получение указанных документов Зенько С.П. При этом судами установлен факт использования последним личного кабинета, а невозможность предоставления в материалах дела заявления об открытии личного кабинета ввиду его физического уничтожения, не свидетельствуют о том, что личный кабинет не был открыт, и налоговым органом не исполнена обязанность по направлению документов, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами личного кабинета налогоплательщика. Не доказан факт отсутствия у административного ответчика доступа к личному кабинету, поскольку в материалы дела представлены сведения о наличии у налогоплательщика доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика".
На основании Приказа ФНС России от 18 декабря 2012 г. N ММВ-7-6/976@ "Об утверждении регламентов, обеспечивающих функционирование Интернет-сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" для того, чтобы воспользоваться услугами Сервиса, налогоплательщику необходимо получить Регистрационную карту на подключение к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Регистрационная карта доступна для просмотра на стартовой странице Сервиса. Для получения Регистрационной карты налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России по его выбору, независимо от места постановки на учет (за исключением инспекций ФНС России, на которые возложены специализированные функции единых регистрационных центров, инспекций ФНС России по централизованной обработке данных, инспекций ФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками и инспекций ФНС России по федеральным округам) (пункты 2.1 - 2.2).
В Сервисе предусмотрена возможность подачи заявления на подключение к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" непосредственно со стартовой страницы. При подаче онлайн-Заявления, в случае положительного результата проверок в МИ ФНС России по ЦОД, налогоплательщику приходит сообщение с приглашением лично обратиться в ИФНС для получения Регистрационной карты. В противном случае налогоплательщику приходит сообщение об отказе в регистрации в Сервисе (пункт 2.3).
В случае успешной регистрации пользователя в Сервисе должностное лицо формирует и распечатывает в 2-х экземплярах Регистрационную карту с идентификационными данными, логином (ИНН) и первичным паролем пользователя и подписывает их у налогоплательщика. Один экземпляр Регистрационной карты выдается налогоплательщику. Должностное лицо производит соответствующую отметку о выдаче регистрационной карты налогоплательщику в ПК СЭОД, а также информирует налогоплательщика: об активации первично присвоенных логина и пароля в течение часа с момента подключения; об ограничении срока действия первичного пароля и необходимости его смены в течение календарного месяца; о сроке формирования данных в Сервисе в течение двух - трех рабочих дней (пункты 3.14 - 3.16).
С учетом изложенного, отсутствие у налогового органа письменного заявления гражданина на подключение к личному кабинету налогоплательщика само по себе не свидетельствует о том, что последний не был фактически подключен к указанному сервису. Сведений о том, что административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о соблюдении инспекцией порядка и процедуры взыскания обязательных платежей, что соответствует обстоятельствам административного дела.
Указание подателя кассационной жалобы на ненадлежащее извещение о рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции не может быть принято во внимание, поскольку Зенько С.П. участвовал в судебном заседании, давал пояснения, реализовывал иные процессуальные права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Красноярска от 13 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.