Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Кемерово, поданную через суд первой инстанции 8 июля 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 10 апреля 2024 г.
по административному делу N 2а-2267/2024 по административному исковому заявлению прокурора города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц, о признании постановления администрации г. Кемерово, незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Антипова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кемерово в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления N от 29 мая 2018 г. в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного жилого дома.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в рамках осуществляемого надзора за соблюдением жилищных прав граждан проведена проверка, в ходе которой установлено, что межведомственной комиссией, на основании технического заключения "данные изъяты" от 28 февраля 2018 г, составленного по результатам технического обследования технического состоянии строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" составлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В заключении "данные изъяты" от 28 февраля 2018 г. сделан вывод, что процент физического износа жилого дома на момент проведения обследования составляет 73%, что указывает на недопустимое состояние. Заключением межведомственной комиссии N от 15 мая 2018 г. многоквартирный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Кемерово N от 29 мая 2018 г. "О признании многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу и определении срока отселения физических и юридических лиц", срок отселения граждан в указанном многоквартирном доме определен на 2028 год, что по мнению прокурора города, недопустимо ввиду крайне неудовлетворительного состояния конструктивных элементов, наличия прямой и непосредственной угрозы жизни и здоровью проживающих, а также неопределенного круга лиц.
В связи с нахождением многоквартирного дома по адресу: "адрес" в крайне аварийном состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор полагает, что собственники, наниматели жилых помещений имеют право на первоочередное расселение.
Прокурор г. Кемерово просил признать незаконным постановление администрации г. Кемерово N от 29 мая 2018 г. "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и определении срока отселения физических и юридических лиц" в части установления срока отселения многоквартирного дома по адресу: "адрес" - не позднее 31 декабря 2028 г.; обязать администрацию г. Кемерово изменить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу срок отселения многоквартирного дома по адресу: г. Кемерово, ул. Стройгородок, д. 11 на 30 декабря 2024 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 10 апреля 2024 г, административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным постановление администрации города Кемерово от 29 мая 2018 г. N "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и определении срока отселения физических и юридических лиц" в части установления срока отселения до 31 декабря 2028 г. жильцов многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: "адрес"; на администрацию города Кемерово возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жильцов многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: "адрес" и установить разумный срок отселения физических лиц, но не позднее 30 декабря 2024 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что заключением N от 15 мая 2018 г. межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации г. Кемерово N от 20 июля 2017 г, выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Кемерово N от 29 мая 2018 г. "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и определении срока отселения физических и юридических лиц", в соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, и заключения межведомственной комиссии N от 15 мая 2018 г, признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: "адрес" А также определен срок отселения физических г юридических лиц - не позднее 31 декабря 2028 г.
Указанный многоквартирный дом не включен в региональную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу" на 2019-2024 гг.
Разрешая требования по существу и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 1, статьи 14, части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что при принятии оспариваемого постановления администрацией г. Кемерово, с учетом технического состояния жилого дома, срок расселения жильцов не позднее 31 декабря 2028 г. определен произвольно, без учёта технического состояния объекта капитального строительства, а также иных обстоятельств. Вместе с тем согласно выводам эксперта, изложенным в заключении судебной экспертизы состояние многоквартирного жилого дома свидетельствует о наличии угрозы обрушения и причинения вреда жизни, здоровью, имуществу лиц, как проживающих в данном доме, так и иных.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителем обстоятельств дела.
При принятии оспариваемого распоряжения мотивы определения администрацией установленного срока (2028 г.) с учетом технического состояния дома, иных имеющих значение для его определения обстоятельств не приведены, что свидетельствует о произвольном принятии решения о сроке расселения жильцов без учета аварийного состояния многоквартирного дома.
Утверждения административного ответчика о том, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции администрации при установленных обстоятельствах не имеют правового значения и законности спорного акта органа местного самоуправления не подтверждают.
Указанные в кассационной жалобе обстоятельства уже являлись предметом проверки судебной коллегии суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам дела.
Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств и с выводами судов об установленных обстоятельствах дела, а также с толкованием судом норм права, регулирующих правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемого судебного акта.
Довод заявителя о том, что заявленные прокурором требования направлены на реализацию прав конкретных лиц и административным истцом не обосновано нарушение оспариваемым постановлением прав неопределённого круга лиц подлежит отклонению, поскольку аварийное состояние многоквартирного жилого дома с учетом установленной в экспертном порядке угрозы обрушения безусловно указывает на возможное нарушение прав иных лиц, непосредственно не проживающих в данном доме.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 10 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.