Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минаковой Любови Михайловны, поданную 27 июня 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 марта 2024 года
по административному делу N 2а-2549/2023 по административному иску Минаковой Любови Михайловны к администрации Железнодорожного муниципального образования Иркутской области о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Минакова Любовь Михайловна обратилась в суд с административным иском к администрации Железнодорожного муниципального образования Иркутской области о признании решения от 6 сентября 2023 года N об отказе Минаковой Л.М. в предоставлении социальной выплаты в рамках подпрограммы "Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области на 2020-2024г.г." государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019-2024 г..г. незаконным; обязании включить помещение, расположенное по "адрес" в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, являющейся приложение N к Подпрограмме "Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области на 2020-2024 г..г." с даты подачи Минаковой Л.М. заявления, то есть с 6 сентября 2023 года; признании за Минаковой Л.М. права на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы "Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области на 2019-2024 г..г." с даты подачи заявления, то есть с 6 сентября 2023 года, ссылаясь на то, что дом, расположенный по "адрес" котором она зарегистрирован с 1998, в результате произошедшего 16 августа 2020 г..пожара уничтожен полностью, ранее занимаемое ею помещение (квартира N по "адрес"), является не соответствующим положениям статьей 15, 16 Жилищного кодека Российской Федерации, так как ранее весь дом был включен в Реестр ветхих и аварийных жилых домов на территории Железнодорожного муниципального образования, являющийся приложением N к решению Думы Железнодорожного муниципального образования от 29 января 2009 г..N 19/8 "Об утверждении муниципальной целевой Программы
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Железнодорожном муниципальном образовании на 2009-2019 г..г."; помещения (квартиры) N, N, N дома N по "адрес" в настоящее время включены в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, являющийся приложением N к Подпрограмме. Распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования от 26 июня 2023 г..N 205 Минакова Л.М. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным решение от 06.09.2023 N об отказе в предоставлении социальной выплаты. Возложена обязанность повторно, в установленном порядке рассмотреть заявление Минаковой Л.М. от 01.09.2023 о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения (заключения договора купли-продажи жилого помещения, договора участия в долевом строительстве, договора об уступе, договора строительного подряда) взамен не предназначенного для проживания строения. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 марта 2024 года решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области от 6 сентября 2023 г. N об отказе в предоставлении социальной выплаты; возложении обязанности на администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области повторно, в установленном порядке рассмотреть заявление Минаковой Любови Михайловны от 1 сентября 2023 г. о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения (заключения договора купли-продажи жилого помещения, договора участия в долевом строительстве, договора об уступе, договора строительного подряда) взамен не предназначенного для проживания строения - отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Минакова Л.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 марта 2024 года о признании решения не законным и понуждении к совершению действий, с принятием нового решения без передачи дела на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что оспариваемым судебным актом нарушен баланс интересов сторон, а выводы суда о том, что истец не отвечала совокупности критериев, установленных пунктом 5 Порядка переселения граждан, при которых гражданин имеет право на социальную выплату, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам Кроме того, позиция суда апелляционной инстанции не соответствует сложившейся судебной практике по аналогичным спорам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, 4 сентября 2023 г. Минакова Л.М. обратилась к главе администрации Железнодорожного муниципального образования с заявлением, датированным 1 сентября 2023 г, о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения (заключения договора купли-продажи жилого помещения, договора участия в долевом строительстве, договора об уступе, договора строительного подряда) взамен не предназначенного для проживания строения, расположенного по "адрес"
Решением администрации Железнодорожного муниципального образования от 6 сентября 2023 г. N Минаковой Л.М. отказано в предоставлении социальной выплаты по программе "Переселение граждан из не предназначенного для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области", поскольку в нарушение пункта 2 Порядка Минакова Л.М. не проживает в не предназначенных для проживания строениях, включенных в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области. Строение по "адрес", в результате пожара, произошедшего 16 августа 2020 г, огнем уничтожено полностью, в связи с этим в Перечень строений не включено; в нарушение пункта 5 Порядка Минакова Л.М. является нанимателем жилого помещения по "адрес" по договору социального найма от 3 февраля 2012 г. N; предоставлен неполный перечень документов; заявление поступило с нарушением срока, так как действие программы "Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Железнодорожного муниципального образования" закончилось 1 декабря 2022 г.
Также судом установлено, что на основании договора социального найма N от 2 февраля 2012 г. Минакова Л.М. являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по "адрес" Указанное жилое помещение предоставлено Минаковой Л.М. на основании ордера от 18 июля 1996 г. По указанному адресу Минакова Л.М. значится зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ 1998 г.
В связи с полным уничтожением 16 августа 2020г. в результате пожара жилого дома, расположенного по "адрес" в силу части 5 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, действие договора социального найма жилого помещения, N от 2 февраля 2012 г, заключенного с Минаковой Л.М, прекращено.
Материалами дела установлено, что 14 сентября 2020 г, после произошедшего пожара в доме по "адрес" административный истец обратилась в администрацию Железнодорожного муниципального образования с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования N от 25 сентября 2020 г. Минаковой Л.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Железнодорожного муниципального образования, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По истечении установленного 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срока, по заявлению Минаковой Л.М, последняя распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования N от 26 июня 2023 г. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того что Минакова Л.М. соответствовала совокупности критериев, перечисленных в пункте 5 Порядка реализации мероприятий по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, установленного постановлением Правительства Иркутской области от 4 марта 2020 г. N 129-пп, пришел к выводу о об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты, соответственно незаконности решения администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области от 6 сентября 2023 г. N; разрешая вопрос о восстановлении нарушенного права Минаковой Л.М. пришел к выводу, что в данном случае права административного истца подлежат восстановлению путем обязании администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области повторно, в установленном порядке рассмотреть заявление Минаковой Л.М. от 1 сентября 2023 г. о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения (заключения договора купли-продажи жилого помещения, договора участия в долевом строительстве, договора об уступе, договора строительного подряда) взамен не предназначенного для проживания строения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта, не согласился с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административного иска в указанной части, признав их противоречащими установленным по делу фактическим обстоятельствам и содержанию норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, руководствуясь положениями Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г..N 1710, подпрограммы "Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области" на 2020 - 2024 годы, являющейся приложением N 10(2) к государственной программе Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г..N 780-пп (далее - Подпрограмма), Порядка реализации мероприятий по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 4 марта 2020 г..N 129-пп (далее- Порядок), исходя из того, что момент обращения с заявлением Минакова Л.М. более двух лет не являлась лицом, постоянно проживающим в помещении, не соответствующим положениям статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с фактическим отсутствием жилого помещения, уничтоженного в результате пожара в 2020 году; жилое помещение, нанимателем которого являлась Минакова Л.М, не включено в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока на территории Иркутской области, являющегося приложением 1 к Подпрограмме, соответственно, Минакова Л.М. не
отвечала совокупности критериев, установленных п. 2, 5 Порядка переселения граждан, при которых гражданин имеет право на социальную выплату, пришел к выводам, что администрацией Железнодорожного муниципального образования законно и обоснованно на основании пункта 15 Порядка принято решение от 6 сентября 2023 г..об отказе Минаковой Л.М. в предоставлении социальной выплаты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также указал, что срок реализации программы закончился 1 декабря 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемого судебного постановления не являются.
Как верно отмечено, судом апелляционной инстанции, целью Подпрограммы является обеспечение жильем граждан, именно проживающих в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области.
Критерием отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий является наличие на территории муниципального образования Иркутской области строений, включенных в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, являющийся приложением N 1 к Подпрограмме.
Порядок переселения граждан определяет условия, размер и порядок реализации мероприятий по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, - предоставление гражданам, соответствующим Критериям, социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка, социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в не предназначенных для проживания строениях, включенных в Перечень строений, не предназначенных для проживания, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, являющийся приложением 1 к подпрограмме "Переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области" на 2020 - 2024 годы, являющейся приложением 10(2) к государственной программе Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. N 780-пп.
Согласно пункту Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, отвечающие совокупности следующих критериев:
1) гражданин постоянно проживает на территории муниципального образования Иркутской области в помещении, не соответствующем положениям статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) помещение предоставлено гражданину для проживания до 30 марта 1999 г. либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение предоставлено до 30 марта 1999 г, и проживает в этом помещении;
3) гражданин признан или может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением таких граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в случае, если такие жилые помещения находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
4) ранее гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в соответствии с пунктом 15 Порядка принимается в случае: несоблюдения условий, установленных пунктами 2, 5 настоящего Порядка; непредставления или представления неполного перечня документов, за исключением документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка; представления документов с нарушением срока, установленного пунктом 9 настоящего Порядка.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда апелляционной инстанции в части законности оспариваемого решения от 6 сентября 2023 г. об отказе Минаковой Л.М. в предоставлении социальной выплаты, являются обоснованными, поскольку Минакова Л.М. не соответствовала установленным критериям, дающим право на испрашиваемую социальную выплату.
Доводы административного истца об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы административного истца о соответствии критериям установленным Порядком реализации мероприятий по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, на территории Иркутской области, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, правомерно им отклонены, с учетом как отсутствия жилого помещения в Перечне строений, не предназначенных для проживания, так и факта проживания истца на момент подачи заявления в таком помещении.
Ссылаясь на практику судов при рассмотрении аналогичных заявлений, заявитель не учитывает, что в силу статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу с иными лицами в Российской Федерации не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иных доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.