Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьянова Т.Г., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, поданную 26 июня 2024 года, на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Красноярского края от 2 апреля 2024 года
по административному делу N 2а-1031/2021 (13а-20/2024) по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 17.12.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в не организации надлежащего водоотведения на территории Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в части очистки сточных вод признано незаконным. На администрацию Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность в течение 2 (двух) лет с даты вступления решения в законную силу обеспечить очистку сточных вод при организации водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства путем строительства очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод.
Решение вступило в законную силу 21.01.2022.
Администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Рыбинского районного суда Красноярского края от 17.12.2021, мотивируя тем, что в период с 2021 года по настоящее время администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края отмежевала земельный участок под строительство очистных сооружений. В 2022-2023 г. администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края подавала заявки в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края об участии в рамках подпрограммы "данные изъяты" государственной программы Красноярского края " "данные изъяты". По итогам распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, используемы в сфере водоснабжения, водоотведения, администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края субсидии не выделены. В декабре 2023 года администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в очередной паз подала заявку на 2024 год на выделение субсидий, а также направила в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края письмо с просьбой дать разъяснение по каким причинам Новосолянскому сельсовету не предоставляются субсидии на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктур в рамках подпрограммы "данные изъяты" государственной программы Красноярского края " "данные изъяты" Ответа на сегодняшний день не поступило.
Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда от 17.12.2021 года до 31.12.2028 года.
Определением Рыбинского районного суда Красноярского края от 31 января 2024 года (далее также - суд первой инстанции) заявление удовлетворено частично. Администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда по административному делу N 2а-1031/2021 до 31.12.2024.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 2 апреля 2024 года (далее также - суд апелляционной инстанции) определение суда первой инстанции отменено, Администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в предоставлении отсрочки исполнения решения Рыбинского районного суда Красноярского края от 17 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1031/2021 отказано.
В кассационной жалобе Администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края (далее также - кассатор) просит апелляционное определение отменить и предоставить отсрочку исполнения решение я на срок до 31.12.2028.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что в период с 2022 по 2024 годы администрация Новосолянского сельсовета четыре раза подавала заявки в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края об участии в программах "данные изъяты" и "данные изъяты" По итогам распределения субсидий в выделении денежных средств администрации Новосолянского сельсовета было отказано. Бюджет Новосолянского сельсовета программный, основной доход бюджета формируется за счет участия в грантовых Губернаторских и иных программах. Осуществить разработку ПСД за счет собственных средств или за счет программных субсидий администрации Новосолянского сельсовета не предоставляется возможным.
19 февраля 2024 года администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края направила ходатайства председателю Новосолянского сельского Совета депутатов, председателю Рыбинского районного Совета депутатов, председателю Правительства Красноярского края о выделении из краевого и районного бюджетов денежных средств в сумме 13 500 000 рублей на оплату проектно-сметной документации на строительство в "адрес" очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод.
11.03.2024 поступил ответ от главы Рыбинского района о том, что районный бюджет на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг. сформирован, дополнительные источники выделения денежных средств отсутствуют. Учитывая высокую дотационность районного бюджета возможность выделения денежных средств из районного бюджета на указанные цели отсутствует.
25 мая 2024 года Администрация Новосолянского сельсовета направила обращение депутату Законодательного собрания об оказании содействия в выделении денежных средств из краевого бюджета. 04.06.2024 получен ответ с указанием, что денежные средства из краевого бюджета можно получить по двум действующим программам: "данные изъяты" и он готов поддержать нашу заявку на 2025 год.
Кассатор настаивает, что все возможности для получения средств на строительство очистных сооружений и разработку ПСД администрацией Новосолянского сельсовета исчерпаны.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив административное дело, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу части статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. С учетом этого при рассмотрении вопроса об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 17.12.2021, вступившим в законную силу 21.01.2022, заявленные требования Рыбинского межрайонного прокурора удовлетворены. Признано бездействие администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в не организации надлежащего водоотведения на территории Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края в части очистки сточных вод, незаконным. На администрацию Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность обеспечить очистку сточных вод при организации водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем строительства очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных и сточных вод в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 131-136).
С момента вынесения решения суда администрацией Новосолянского сельсовета Рыбинского района трижды (2022, 2023, 2024 гг.) были направлены заявки в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на участие в программе "данные изъяты" государственной программы Красноярского края "данные изъяты" (л.д. 143, 144, 148-152, 153-154, 155-157, 158-160).
Вместе с тем, по итогам распределения субсидий, денежные средства не выделены, ответа по заявке на участие в программе в 2024 г. до настоящего времени не поступило.
Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Рыбинского района Красноярского края N 624 от 06.12.2022 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N и образован земельный участок площадью 5 197, 0 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения по адресу: "адрес", участок расположен в 1 000 м на северо-восток от "адрес", вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (л.д. 145).
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером N для сельскохозяйственного использования из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 5197+/-630 кв.м, по адресу: "адрес", участок расположен в 1000 м на северо-восток "адрес", является администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края (л.д. 146-147)
Предоставляя отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2024, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края предпринимаются меры для исполнения решения Рыбинского районного суда от 17.12.2021 (выделен и размежеван земельный участок, поставлен на кадастровый учет), сочтя срок отсрочки исполнения решения до 31.12.2024 разумным и справедливым, не нарушающим существенным образом баланса прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, препятствующих администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края исполнить решение суда. Вступившее в законную силу решение суда в силу статьи 16 КАС РФ является обязательным для исполнения. Решение суда подлежало исполнению до ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленные сроки исполнено не было. Как правильно отражено в представлении прокурора, заявителем не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на обеспечение исполнения решения суда в установленные в нем сроки. Фактически администрация Новосолянского сельсовета ограничилась только подачей заявки на участие в подпрограмме "данные изъяты" не инициировав финансовое обеспечение решения суда из иных источников, в т.ч. средств местного и краевого бюджетов, не связанных с указанной государственной программой края.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя о недостаточности финансирования, необходимого для обеспечения исполнения, указав, что данные обстоятельства носят организационный характер и не освобождают должника от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, при этом также указав, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о недостаточности финансирования для исполнения рассматриваемого решения, как не представлено и доказательств того, что ответчиком своевременно предпринимались меры в целях обеспечения дополнительного финансирования. Объективная невозможность исполнения решения суда в установленные сроки не подтверждена.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда также указал, что отсрочка исполнения решения суда повлечет нарушение баланса интересов сторон, приведет к неоправданно длительному сроку исполнения судебного акта в отсутствие на то причин исключительного характера.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Принимая во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что приведенные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, с учетом характера допущенных нарушений.
Вопреки доводам кассатора судом апелляционной инстанции дана правильная оценка установленным по делу обстоятельствам, считать ее неправильной у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Учитывая интересы должника и взыскателя, принимая во внимание отсутствие доказательств принятия всех возможных мер к исполнению решения суда, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения. Кроме того, предоставление отсрочки исполнения решения является правом, а не обязанностью суда.
Доводы администрации об отсутствии финансирования не могут являться основаниями к отмене апелляционного определения, поскольку не освобождают орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него судом обязанности и не могут нарушать права неопределенного круга лиц с учетом общественной значимости принятого судом решения.
Приведенные кассатором доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции.
В целом кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены апелляционного определения, не содержит, и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке являться не может.
При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой суд кассационной инстанции не находит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Красноярского края от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Т.Г. Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.