Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования, поданную через суд первой инстанции 2 июля 2024 г, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2024 г.
по административному делу N 2а-4553/2023 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, администрации Иркутского районного муниципального образования, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, возложении обязанности обеспечить финансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, пояснения Шавалда М.С, представляющей интересы администрации Иркутского районного муниципального образования, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иркутского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, возложении обязанности обеспечить финансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Иркутского района проанализировано состояние законности в сфере несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в отношении которых не приняты меры к их ликвидации.
Так, в границах лесного фонда территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству и Гороховского муниципального образования находится следующее несанкционированное место свалки бытовых отходов:
- земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" кв.м.), являющийся частью земельного участка с кадастровым номером "адрес", с адресным ориентиром: "адрес" кварталы NN: N принадлежащий на праве собственности Российской Федерации;
- земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" кв.м.), являющийся частью земельного участка с кадастровым номером N, с адресным ориентиром: "адрес" кварталы N, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации;
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером N, с адресным ориентиром: "адрес" кварталы NN: N, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации;
- земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" кв.м.), расположенный смежно с земельными участками с кадастровыми номерами N N, участок на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о праве или ограничении права в чью-либо пользу отсутствуют.
Лица, совершившие захламление названных земельных участков, не установлены.
Учитывая, что земельные участки площадью "данные изъяты" кв.м, на которых размещена несанкционированная свалка отходов, частично относятся к землям лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, организация мероприятий по ликвидации свалки должна быть возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Свалка отходов, расположенная на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, находится в границах Гороховского муниципального образования Иркутского района, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем ответственность за ее ликвидацию несет администрация Иркутского районного муниципального образования.
Мер, направленных на ликвидацию свалки отходов Министерством лесного комплекса Иркутской области и администрацией Иркутского районного муниципального образования не принято, что свидетельствует о бездействии уполномоченных органов в решении данного вопроса, отнесенного к их компетенции.
Обязанность по финансированию мероприятий по ликвидации свалки, расположенной на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, в границах Гороховского муниципального образования Иркутского района, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, должна быть возложена на администрацию Иркутского района, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом уточнений просили суд признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на следующих земельных участках:
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка с кадастровым номером N), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- признать незаконным бездействие администрации Иркутского района по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на следующих земельных участках:
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- земельном участке, площадью "данные изъяты" кв.м, (часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенном в координатах:
X Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- обязать администрацию Иркутского района ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- возложить на администрацию Иркутского района, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ обязанность обеспечить финансирование работ по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельных участках площадью "данные изъяты" кв.м, (части земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м.) по вышеуказанным координатам.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 20 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2024 г, административное исковое заявление удовлетворено частично; признано незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области и администрации Иркутского района по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, на них возложена обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления; в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты в части.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в границах лесного фонда территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на следующих земельных участках:
- земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м.), являющийся частью земельного участка с кадастровым номером N, с адресным ориентиром: "адрес" кварталы N принадлежащий на праве собственности Российской Федерации;
- земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м.), являющийся частью земельного участка с кадастровым номером N, с адресным ориентиром: "адрес" кварталы N N, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации;
- земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером N с адресным ориентиром: Иркутская "адрес" кварталы N принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности.
Кроме того, несанкционированная свалка отходов выявлена также на земельном участке общей площадью "данные изъяты" кв.м.), расположенным смежно с земельными участками с кадастровыми номерами N
Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на который не разграничена.
Координаты расположения данных свалок установлены актом мониторинга от 29 июня 2023 г, заключением от 29 мая 2023 г.
Установить принадлежность отходов конкретным лицам в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Разрешая требования о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках площадью "данные изъяты" кв.м.), площадью "данные изъяты" кв.м.) и площадью "данные изъяты" кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на землях лесного фонда, не переданных третьим лицам в аренду или иное хозяйствование, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, обязанность по организации мероприятий по ликвидации указанных свалок лежит на Министерстве лесного комплекса Иркутской области.
Разрешая требования о признании незаконным бездействия администрации Иркутского районного муниципального образования по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке общей площадью "данные изъяты" кв.м.), и возлагая на нее обязанность по ликвидации данной свалки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории сельского поселения - Гороховского муниципального образования, входящего в состав Иркутского муниципального района, то непринятие администрацией Иркутского районного муниципального образования мер к ликвидации данной свалки свидетельствует о незаконном бездействии.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории сельского поселения - Гороховского муниципальное образование Иркутского района, то возложение обязанности по ликвидации указанной свалки на администрацию Иркутского районного муниципального образования, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным. Оснований для возложения указанной обязанности на иных лиц либо иных субъектов публичных правоотношений не установлено.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
Федеральный законодатель под охраной окружающей среды подразумевает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и иных лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, этой деятельностью охватывается выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, их оценка и ликвидация (статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно пункту 5 статьи 7 указанного выше Федерального закона к вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 27-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16-18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами в той мере, в какой они являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, если такие места расположены в границах муниципального образования, в частности, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов; притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации одновременно указал, что до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, находящихся в том числе на указанных выше землях или земельных участках с обязательным указанием в судебном решении на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объём софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из толкования Конституционным Судом Российской Федерации названных выше федеральных норм, регулирующих спорные отношения, возложить на орган местного самоуправления обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в границах муниципального образования, но на землях, собственником которых муниципальное образование не является, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, допускается при условии установления умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования, повлёкших возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов.
Между тем данное обстоятельство судами первой и апелляционной инстанции не поверялось.
Изложенное подтверждает довод кассационной жалобы, что выводы судов не соответствуют приведённой выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации, основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло принятие судебных актов с существенным нарушением норм процессуального и материального закона.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" подчеркнул, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Принятые по делу судебные акты приведённым требованиям процессуального закона не соответствуют, они подлежат отмене в оспариваемой части с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит правильно определить субъектный состав спорных правоотношений, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П, а также изменений действующего законодательства, согласно Федеральному закону от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ, разрешить требования по существу.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 апреля 2024 г. отменить в части признания незаконным бездействия администрации Иркутского района по ликвидации несанкционированной салки отходов производства и потребления на земельных участках, площадью "данные изъяты" кв.м. и возложении обязанности по их ликвидации.
В отмененной части административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.