Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использование систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Шахбазиди Гулади Леонтьевича, поданную через суд первой инстанции 2 июня 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 1 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 20 марта 2024 г.
по административному делу N 2а-3864/2023 по административному исковому заявлению Шахбазиди Гулади Леонтьевича к администрации г. Омска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска о признании недействующим нормативного акта в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Тиль О.А, представляющей интересы администрации г. Омска, Брагиной Е.И, представляющей интересы департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шахбазиди Г.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим постановления администрации г. Омска от 10 марта 2017 г. N 210-п в части установления красных линий улично-дорожной сети по улице "данные изъяты" на границе земельного участка с кадастровым номером N относительно размещенных объектов недвижимости - части площадью "данные изъяты" кв.м, одноэтажного жилого кирпичного дома с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащего на праве собственности Шахбазиди Г.Л, и части площадью "данные изъяты" кв.м, объекта незавершенного строительства общей площадью около "данные изъяты" кв.м, возводимого на земельных участках с кадастровыми номерами N, со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 1 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 20 марта 2024 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией г. Омска, прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территория занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Планом красных линий (основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории) предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих объектов, а также при формировании границ земельных участков, Утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на существующие земельные участки и иные объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Омска N 210-п от 10 марта 2017 г. "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: "данные изъяты"" утвержден проект планировки территории.
Постановление опубликовано в издании "Третья столица" N от 16 марта 2017 г.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N с 7 июля 2009 г, а земельного участка с кадастровым номером N с 8 июля 2009 г, на которых расположены принадлежащие Шахбазиди Г.Л, объекты капитального строительства, в том числе незавершенный строительством объект.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 16 сентября 2022 г. Шахбазиди Г.Л. отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в заключении договора аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, занятого частями объектов недвижимости, расположенных на вышеуказанных земельных участках.
Ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 7 июля 2023 г. Шахбазиди Г.Л. отказано во внесении изменений в проект планировки территории по мотиву отнесения "адрес" Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N, к магистральной улице общегородского значения регулируемого движения.
Разрешая требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8 и 11 статьи 1, статьи 8, части 2 статьи 36, части 1 статьи 41, частей 1, 3, 4 статьи 42, пункта 2 части 5 статьи 43, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г..N 92, Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г..N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области", Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г..N 201, СП 42.13330.2016. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89", пунктов 4.1- 4.4, 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г..N 18-30, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 г..N 242-0, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г..N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришел к выводу, что оспариваемое постановление издано с соблюдением формы и порядка введения в действие, опубликовано в установленном законом порядке, а установление красных линий относительно земельных участков с кадастровыми номерами N не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на необоснованность установления красных линий относительно принадлежащих ему объектов недвижимости, непредоставление административным ответчиком доказательств необходимости сохранения красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером N, нарушение его прав ввиду невозможности оформления прав на объект незавершённого строительства.
Данные доводы на наличие оснований для отмены судебных актов не указывают, так судами установлено, что красными линиями ограничена территория в целях размещения магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения, при этом красные линии проходят по границам земельных участков, поставленных на кадастровый учет, ширина проезжей части планируемого к размещению линейного объекта не превышает определенные законом нормативы.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск и апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иных доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 1 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 20 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.