Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьянова Т.Г., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области, поданную 5 июля 2024 года, на решение Первомайского районного суда г. Омска от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 6 июня 2024 года
по административному делу N 2а-1055/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области к Великановой Наталье Васильевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области (далее - МИФНС N 7, налоговый орган) обратилась к Великановой Н.В. (далее-налогоплательщик, ответчик) с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование, что административный ответчик, имея в собственности жилое помещение, а также с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. находясь в статусе индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика Великановой Н.В. направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2022 г. N о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2022 г. налога на имущество физических лиц за 2019 - 2021 гг. в размере 33 рубля.
В связи с неуплатой недоимки по налогу на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, МИФНС N 7 в личный кабинет налогоплательщика направлено требование от 27 июня 2023 г. N о необходимости уплаты до 26 июля 2023 г. налога на имущество физических лиц в размере 33 рубля, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32 186 рублей 32 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 358 рублей 05 копеек, пени в сумме 25 154 рубля 95 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N в Первомайском судебном районе в г. Омске от 21 ДД.ММ.ГГГГ 2023 г. налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Великановой Н.В. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 33 рубля, пени по уплате налогов и сборов в размере 14 068 рублей 16 копеек.
В связи с неуплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, заявлены требования о взыскании с Великановой Н.В. 14 101 рубля 16 копеек, в том числе:
налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10 рублей;
налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 11 рублей;
налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 12 рублей;
пени в размере 14 068 рублей 16 копеек.
Административное дело рассмотрено судами в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 28 марта 2024 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 6 июня 2024 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен частично, взыскано с ответчика в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Омской области задолженность в общем размере 8 417 руб.96 коп, в том числе, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10 руб. 00 коп, за 2020 год в размере 11 руб. 00 коп, за 2021 год в размере 12 руб. 00 коп, пени на общую сумму 8 384 руб. 96 коп, в удовлетворении остальной части требований отказано, с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе налоговый орган (далее - кассатор) просит судебные акты отменить, указывая, что ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, налоговым органом были приняты меры взыскания (налога) в порядке ст. 46 НК РФ, а именно вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лиц, данные документы имеются в материалах дела).
Налоговым органом данные Постановления направлены в ФССП.
Впоследствии, ФССП вынесены постановления об окончании исполнительных производств, в связи с невозможностью взыскания задолженности.
По утверждению кассатора давая оценку юридически значимым обстоятельствам судами не принято во внимание, что в условиях внедрения ЕНС требования к порядку отбора кандидатов и суммы задолженности к списанию определены пунктом 11 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым: задолженность, образовавшаяся до 1 января 2023 года, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, и в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве", признается безнадежной к взысканию.
Кассатор указывает, что в связи с вынесением судебным приставом-исполнителем постановлений об окончании исполнительных производств, на основании п. 11 ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 N263- ФЗ налоговым органом вынесено Решение N от 11.04.2023 о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности.
Согласно решению N от 11.04.2023 признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общем размере 68156, 82 руб.
Указанное решение вынесено на основании п.11 ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 N-ФЗ, в связи с принятием постановлений судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительных производств: N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; N-ИП ДД.ММ.ГГГГ, N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, N-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган указывает, что пени, указанные в административном исковом заявлении рассчитаны до даты принятия налоговым органом Решения ДД.ММ.ГГГГ от 11.04.2023, основанном на п.11 ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 N263-ФЗ.
Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности регламентируется приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@ "Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию".
По мнению кассатора списанию подлежала задолженность по налогу, входящая в состав сальдо ЕНС размер которой не превышает требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности банкротстве для возбуждения производства по делу о банкротстве и в отношении которой (полностью или в части) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По смыслу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию не тождественен прекращению обязанности по уплате налогов и предполагает, что списание задолженности производится в связи с существованием юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).
Доказательств того, что пени, начисленные, налоговым органом являются безнадежными к взысканию, судами обеих инстанций установлено не было, кассатор настаивает на том, что начисленные суммы пени являются законными и обоснованными, налоговым органом не была нарушена процедура взыскания недоимки, на которую в дальнейшем начислялись пени, более того, налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию основной суммы задолженности. Списание недоимки налоговым органом было произведено самостоятельно, возможность принудительного взыскания задолженности по начисленным пени, налоговым органом утрачена не была.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив административное дело, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости (статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Решения Омского городского Совета от 26 ноября 2014 г. N 283 "О налоге на имущество физических лиц" налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении квартир, частей квартир, комнат установлена в размере 0, 1 процента.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации определены размеры подлежащих уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для начисления пени (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ответчик с "данные изъяты" г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности - "данные изъяты" (л.д.75-75об.).
Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником комнаты с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес" (л.д.27).
Наличие недоимки по налогу на имущество физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени, послужило поводом для обращения с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 - 2019 гг. признана безнадежной к взысканию, заявленные требования удовлетворил частично, взыскав с Великановой Н.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 - 2021 годы в размере 33 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 - 2021 гг. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год в общей сумме 8 384 рубля 96 копеек.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании (пункт 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей (подпункт 1); не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (подпункт 2).
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2022 г. N о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2022 г. налога на имущество физических лиц за 2019 - 2021 гг. в размере 33 рубля (л.д. 16-17). Указанное налоговое уведомление получено адресатом 15 сентября 2022 г. в 11:16 (л.д. 18).
В связи с неуплатой недоимки по налогу на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, МИФНС N 7 в личный кабинет налогоплательщика направлено требование от 27 июня 2023 г. N о необходимости уплаты до 26 июля 2023 г. налога на имущество физических лиц в размере 33 рубля, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32 186 рублей 32 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 358 рублей 05 копеек, пени в размере 25 154 рубля 95 копеек (л.д.8-9). Требование налогового органа от 27 июня 2023 г. N получено административным ответчиком 26 июля 2023 г. в 20:45 (л.д.15).
18 декабря 2023 г. МИФНС N 7 обратилась к мировому судье судебного участка N в Первомайском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Великановой Н.В. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 33 рубля, пени по уплате налогов и сборов в размере 14 068 рублей 16 копеек (л.д.99-103).
Определением мирового судьи судебного участка N в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС N 7 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика указанной задолженности (л.д.25).
С настоящим административным исковым заявлением МИФНС N 7 обратилась 26 января 2024 г. (л.д.3).
Апелляционная инстанция пришла к выводу о соблюдении налоговом органом срока обращения в суд с настоящим иском, поскольку мировым судьей судебного участка N в Первомайском судебном районе в "адрес" в принятии заявления о взыскании спорной задолженности отказано ДД.ММ.ГГГГ г.
Апелляционная инстанция указала, что учитывая, что ответчик являлась в 2019 - 2021 годах собственником жилого помещения, в 2020 году имела статус индивидуального предпринимателя, а также отсутствие в материалах дела доказательств уплаты административным ответчиком налоговых платежей, сборов и пеней в полном объеме, признала факт наличия у ответчика задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 - 2021 годы, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год подтвержденным.
Как следует из материалов дела расчет суммы налога и пени проверен судом первой инстанции, оценен судьей апелляционной инстанции и является арифметически верным.
Из имеющихся в материалах административного дела доказательств усматривается, что решениями МИНФС N 7 от 11 января 2024 г. N, от 11 апреля 2023 г. N признана безнадежной к взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 17 314 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 48 354 рубля 63 копейки, по пени на общую сумму 8 914 рублей 81 копейка (л.д.56-57).
Согласно информации МИФНС N 7 от 04 июня 2024 г, решение налогового органа от 11 апреля 2023 г. N о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности вынесено в связи с поступлением в налоговый орган постановлений судебных приставов-исполнителей Отдела судебных приставов по Советскому административному округу г. Омска Главного управления Федеральной службы по Омской области об окончании исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ N-ИП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ИП, от ДД.ММ.ГГГГ N- ИП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ИП, от ДД.ММ.ГГГГ N-ИП, вынесенных на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего федерального закона.
Информацией МИФНС N 7 подтверждено, что решением от 11 апреля 2023 г. N признана безнадежной к взысканию задолженность по 2019 годы.
При этом из имеющегося в материалах дела расчета следует, что пени в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование начислены за период с 05 января 2023 г. по 11 апреля 2023 г. (л.д. 10), то есть фактически начисление пени налоговым органом произведено в день вынесения решения о признании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на которую исчислены пени, безнадежной к взысканию.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-0, следует, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога.
С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом а также пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
С учетом названных норм суд апелляционной инстанции также указал, что безнадежной к взысканию признается задолженность, повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета, включающего не только собственно недоимку по налогу, сбору, страховым взносам, но и пени, проценты, штрафы на указанную задолженность, придя к выводу, что начисление пени на недоимку по налогам, сборам, страховым взносам признанную безнадежной к взысканию, является неправомерным.
Поддерживая позицию суда первой инстанции суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговым органом задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 - 2019 годы решением от 11 апреля 2023 г. N признана безнадежной к взысканию, налоговым органом утрачено право взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за указанный период и как следствие отсутствуют основания для взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 - 2019 годы, начисленных в день вынесения решения от 11 апреля 2023 г. N о признании задолженности безнадежной к взысканию.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2019 годы, суд апелляционной инстанции поддерживая позицию суда первой инстанции правомерно исходил из того, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, указанный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с положениями налогового законодательства, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы в обжалованной части не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 28 марта 2024 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 6 июня 2024 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Т.Г. Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.