Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-146/2024 (УИД: 04RS0021-01-2023-004410-27) по иску Соктоевой Светланы Климовны к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконными действий по внесению изменений в учетные данные, возложении обязанности по восстановлению в первоначальной очередности на учет, по внесению изменений в единый реестр лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 января 2024 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Соктоева Светлана Климовна (далее - Соктоева С.К, истец) обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (далее - МВД по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконными действий по внесению изменений в учетные данные, возложении обязанности по восстановлению в первоначальной очередности на учет, по внесению изменений в единый реестр лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Соктоева С.К. указала, что с 18 июня 2002 г..по 29 января 2016 г..она проходила службу в МВД Республики Бурятия. Приказом начальника ОМВД N от 16 сентября 2015 г..истец уволена со службы в органах внутренних дел на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона N342-ФЗ от 30 ноября 2011 г.."О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В период прохождения службы 23 сентября 2013 г..истец принята на учет в составе 5 человек для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с преимущественным правом на получение вышеуказанной выплаты (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в связи с наличием троих детей. В феврале 2023 г..она состояла в очереди для получения социальной выплаты под порядковым номером 3 336 с категорией преимущественного права. Однако в сентябре 2023 г..ей стало известно, что она значится под порядковым номером 30 093 без категории преимущественного права. 21 сентября 2023 г..истцом направлено в МВД Республики Бурятия заявление с просьбой дать разъяснение относительно изменения порядкового номера очереди, на что получила ответ от МВД по Республике Бурятия от 11 октября 2023 г, из которого следует, что сын С. в связи с достижением возраста 23 лет исключен из состава семьи, в связи с чем, Соктоева С.К. утратила преимущественное право на получение единовременной выплаты, с чем она не согласна. По мнению истца она подлежит восстановлению в очереди для получения единовременной социальной выплаты с преимущественным правом на получение единовременной социальной выплаты.
Незаконными действиями ответчика, выразившимися в исключении сына из состава семьи, внесении изменений в данные истца по учету на получение единовременной социальной выплаты, истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 100 000 руб.
Соктоева С.К. просила суд признать незаконным действие ответчика по внесению изменений в ее учетные данные в Едином реестре МВД по Республике Бурятия лиц, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, выразившиеся в исключении из состава семьи сына С. в связи с достижением им возраста 23 лет; обязать МВД по Республике Бурятия восстановить ее в первоначальной очередности постановки на учет в Министерстве внутренних дел Республики Бурятия в составе семьи 5 человек с наличием преимущественного права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с решением жилищной комиссии МВД Республики Бурятия N от 23 сентября 2013 г, на основании которого она была принята с первоначальной даты постановки на учет в МВД по Республике Бурятия; обязать ответчика внести соответствующие изменения в Единый реестр МВД по Республике Бурятия лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и в журнал учета сотрудников МВД по Республике Бурятия в части, касающейся учетных данных о составе семьи; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 января 2024 г. исковые требования Соктоевой С.К. удовлетворены частично.
Признано незаконным исключение из базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета в подсистеме "Соцвыплаты" Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России члена семьи Соктоевой Светланы Климовны С..
На МВД по Республике Бурятия возложена обязанность в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в базу данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета в подсистеме "Соцвыплаты" Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, включив в состав семьи Соктоевой Светланы Климовны в качестве члена семьи сына С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, восстановить Соктоеву Светлану Климовну в очереди на получение единовременной социальной выплаты с учетом преимущественного права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет.
В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024 г. абзац третий резолютивной части решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 января 2024 года изменен.
Исключено из данного абзаца указание суда об исполнении Министерством внутренних дел по Республике Бурятия судебного решения от 19 января 2024 г. в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство внутренних дел по Республике Бурятия просит об отмене решения Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 января 2024 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Соктоева С.К. проходила службу в органах внутренних дел Республики Бурятия с 2002 по 2016 г. г. Распоряжением МВД по Республике Бурятия от 23 сентября 2013 г. N Соктоева С.К. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 10 сентября 2013 г. с составом семьи 5 человек:
- Соктоева Светлана Климовна, ДД.ММ.ГГГГ
- С, ДД.ММ.ГГГГ;
- С, ДД.ММ.ГГГГ;
- С, ДД.ММ.ГГГГ;
- С, ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приведенных нормативных положений в связи с достижением С, ДД.ММ.ГГГГ 23-х летнего возраста, он был автоматически исключен подсистемой "СОМТО" "Соцвыплаты" из состава членов семьи Соктоевой С.К. в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и Соктоева С.К. автоматически снята с учета лиц, имеющих преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты на основании части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и поставлена на общий учет, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право состоять на учете с преимущественным правом получения единовременной социальной выплаты, в результате чего она утратила преимущественное право на получение единовременной выплаты, и очередность Соктоевой С.К. и членов ее семьи на получение единовременной социальной выплаты также автоматически была перенесена.
Должностными лицами МВД по Республике Бурятия и МВД России никакого решения в отношении Соктоевой С.К. об исключении из состава семьи ее сына С. в связи с достижением им возраста 23 лет, не принималось.
Из положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов следует, что сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, при решении вопроса о преимущественном праве на предоставление им единовременной социальной выплаты при достижении их детьми, проживающими совместно с ними, совершеннолетнего возраста необходима совокупность условий, а именно:
- получение детей, достигших 23-летнего возраста высшего образования по очно-заочной форме обучения;
- совместное проживание детей, достигших 23 - летнего возраста совместно с сотрудником или гражданином, состоящим на учете для предоставления единовременной социальной выплаты;
- установление факта нахождения детей, достигших 23 - летнего возраста на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, состоящего на учете на получение единовременной социальной выплаты.
- наличие нуждаемости названных сотрудников и граждан в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При отсутствии хотя бы одного условия, сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации или гражданин Российской Федерации, состоящий на учете для получения единовременной социальной выплаты с преимущественным правом ее получения, утрачивает это преимущественное право.
Судами факт совместного проживания Соктоевой С.К. с С. не устанавливался, данное обстоятельство не исследовалось.
Судами установлено, что на момент достижения С. 23-летнего возраста и на момент вынесения судами решения он высшее образование не получал, от истца никаких сведений и документов, подтверждающих обучение С. и получение им высшего образования не представлено.
Истцом никаких документов о том, что ее сын С. находится у нее на иждивении и является нетрудоспособным не представлено. В поступивших в материалы дела дополнения к кассационной жалобе МВД по Республике Бурятия указывает также на допущенные судами нарушения норм процессуального права, выразившиеся в том, что судом первой инстанции не привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора С, суды не выяснили в ходе рассмотрения дела его имущественное и семейное положение, не установили факт его совместного проживания с Соктоевой С.К.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Соктоева С.К. с 30 января 2016 г. является пенсионером МВД по Республике Бурятия, с 23 сентября 2013 г. состоит на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей из пяти человек: она, супруг С, сыновья С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с преимущественным правом на получение вышеуказанной выплаты (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с наличием троих детей. Стаж ее службы на дату увольнения (29 января 2016 г.) в календарном исчислении составляет 10 лет 11 месяцев 13 дней.
С момента достижения сыном С. возраста 23 лет, последний исключен из состава семьи Соктоевой С.К. и одновременно Соктоевой С.К. утрачено преимущественное право на предоставление единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, что отражено в базе данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом какого-либо решения о снятии С. из состава семьи Соктоевой С.К. и утраты преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты не принималось, как пояснил представитель ответчиков по доверенностям Ш, исключение С. из состава семьи Соктоевой С.К. и утрата Соктоевой С.К. преимущественного права на получение данной выплаты происходит автоматически.
Разрешая спор и удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции пришел к выводам, что действительно в МВД по Республике Бурятия формирование и ведение базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется с использованием сервиса обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в подсистеме "Соцвыплаты". В связи с тем, что в базе данных имеются сведения, что сын Соктоевой С.К. С. ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 23 лет, он автоматически был исключен из состава семьи Соктоевой С.К, в связи с чем последняя утратила статус лица, имеющей троих детей, и Соктоева С.К. была перемещена из очереди лиц, имеющей преимущественное право на получение такой выплаты в обычную очередь.
Однако нормы Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают основания для снятия с учета граждан в связи с достижением определенного возраста и определенных условий, кроме тех, которые установлены законодательством, в связи с чем, исключение С. из состава семьи Соктоевой С.К, и как следствие, утрата последней права на преимущественное предоставление единовременной социальной выплаты произведено незаконно, в связи с чем требования истца о признании незаконным исключения члена ее семьи С. из базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с возложением на МВД по Республике Бурятия обязанности внести соответствующие изменения в данную базу, восстановлении истца в очереди на получение данной единовременной социальной выплаты с учетом преимущественного права на получение данной выплаты, признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению. При этом суд первой инстанции установил3-дневный срок для исполнения МВД по Республике Бурятия судебного акта. В удовлетворении требований Соктоевой С.К. о взыскании компенсации морального вреда суд первой инстанции отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024 г. абзац третий резолютивной части решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 января 2024 года изменен.
Исключено из данного абзаца указание суда об исполнении Министерством внутренних дел по Республике Бурятия судебного решения от 19 января 2024 г. в 3-дневный срок после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 9 июля 2011 г. N247-ФЗ) определено, что данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие названного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. (единовременную социальную выплату)
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в подпунктах 1 - 7 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223, сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Из приведенных норм материального права следует, что гарантии сотрудникам органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем, предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяются в равной мере на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и включают, в частности, такую социальную гарантию, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований при условии установления его нуждаемости в жилом помещении и с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Для сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними, законодателем в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена дополнительная льгота в виде первоочередного предоставления единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. Такое правовое регулирование свидетельствует об особой государственной поддержке данной категории граждан, призванной создать благоприятные условия для воспитания детей в многодетных семьях.
Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, не лишаются преимущественного права на предоставление им единовременной социальной выплаты при достижении их детьми, проживающими совместно с ними, совершеннолетнего возраста при условии наличия нуждаемости названных сотрудников и граждан в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иное истолкование законоположений части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искажало бы буквальный смысл данной нормы, направленной в рамках государственной социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, на поддержку семей, имеющих трех и более детей, и лишало бы многодетные семьи возможности улучшения жилищных условий при достижении детьми совершеннолетнего возраста, что противоречит задачам социального государства об обеспечении достойной жизни этих семей, а также нарушало бы цель, из которой исходил законодатель, дополняя Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ статью 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ частью 10 о преимущественном праве на предоставление единовременной социальной выплаты.
Нормативные положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о преимущественном праве сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними, на предоставление единовременной социальной выплаты судами первой и апелляционной инстанций вопреки доводам жалобы Министерства внутренних дел по Республике Бурятия при рассмотрении настоящего дела истолкованы судами первой и апелляционной инстанций правильно.
То обстоятельство, что исключение С, достигшего ДД.ММ.ГГГГ возраста 23 лет, из состава семьи Соктоевой С.К, состоящей на учете с ДД.ММ.ГГГГ в составе 5 человек для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и утрата Соктоевой С.К. преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, в базе данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в подсистеме "Соцвыплаты" Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России произведено автоматически, не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных постановлений. Напротив, автоматические исключение члена семьи С. в связи с достижением им 23-летнего возраста, равно как и утрата Соктоевой С.К. преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты в базе данных, указанной выше, противоречит вышеуказанным нормам, тем самым нарушает права истца Соктоевой С.К. на преимущественное получение единовременной социальной выплата как лица, имеющего троих детей.
С учетом изложенного, выводы судов об удовлетворении исковых требований Соктоевой С.К. о признании незаконным исключения члена ее семьи С. из базы данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с возложением на МВД по Республике Бурятия обязанности внести соответствующие изменения в данную базу, восстановлении истца в очереди на получение данной единовременной социальной выплаты с учетом преимущественного права на получение данной выплаты, являются правильными, соответствующими нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для учета С. как члена семьи Соктоевой С. К. при определении права Соктоевой С.К. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, как многодетной семьи, поскольку судами не установлены обстоятельства нахождения С. на иждивении Соктоевой С.К. и не установлено обстоятельство его проживания с матерью, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признаются несостоятельными, поскольку С. на дату постановки Соктоевой С.К. на учет в 2013 году являлся членом семьи Соктоевой С.К. в силу подпункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ (несовершеннолетние дети) и правовые основания для признания Соктоевой С.К. утратившей право на приоритетное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья как многодетной семье в связи с достижением одним из детей возраста 23 лет ни положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, ни утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты не предусмотрены.
Не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора С., не является основанием для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, поскольку судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций не содержат выводов о правах и обязанностях указанного лица.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
С учетом изложенного, основания для отмены принятых по делу судебных постановлений у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 января 2024 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 апреля 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.