Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3495/2023 (УИД 42RS0009-01-2023-004591-43) по иску Рыбина Владимира Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области ? Кузбассу о признании незаконным решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части неучтенного страхового и специального стажа, обязании включить периоды обучения и службы в составе Вооруженных Сил СССР для перерасчета размера пенсии, обязании произвести перерасчёт и выплатить недополученную пенсию, по кассационной жалобе представителя Рыбина Владимира Викторовича - Измайлова Дмитрия Владимировича на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рыбин Владимир Викторович (далее - Рыбин В.В, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части неучтенного страхового и специального стажа, обязании включить периоды обучения и службы в составе Вооруженных Сил СССР для перерасчета размера пенсии, обязании произвести перерасчет и выплатить недополученную пенсию.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 17 августа 2010 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости.
Оценка пенсионных прав истца была произведена ответчиком по состоянию на 1 января 2002 г. по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При расчете пенсии ответчиком по состоянию на 17 августа 2010 г. был учтен стажевый коэффициент в размере 0, 55, исходя из общего трудового стажа 16 лет 5 месяцев 8 дней.
При обращении Рыбина В.В. в 2021 году к ответчику с требованием о перерасчете пенсии ответчиком был произведен перерасчет пенсии по состоянию на 1 мая 2021 г. с 16 338 рублей 77 копеек до 19 091 рубля 83 копеек.
При исчислении пенсии в размере 19 091 рубль 83 копейки ответчик устранил ранее допущенную собственную ошибку и применил при расчете пенсии стажевый коэффициент в размере 0, 57, с учетом продолжительности специального стажа работы по Списку N1 в размере 12 полных лет.
Однако, продолжительность общего трудового стажа и продолжительность специального стажа была достоверно известна ответчику на дату назначения пенсии (17 августа 2010 г.), соответственно, ответчик имел возможность произвести расчет стажевого коэффициента в размере 0, 57 еще на дату назначения пенсии.
Истец указывает, что период службы в Армии мог быть учтен как нестраховой только с 1 января 2015 г, когда нестраховые периоды были преобразованы в индивидуальные пенсионные коэффициенты. На дату назначения пенсии 17 августа 2010 г. понятие "индивидуальный пенсионный коэффициент" не существовало.
Также, по мнению истца, 17 августа 2010 г. ответчик не применил в расчете пенсии наиболее выгодный для пенсионера вариант, поскольку расчет пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ответчик производил без согласия Рыбина В.В, который не выбирал параметры расчета пенсии. Ответчик не спрашивал мнение Рыбина В.В. о применении пункта 3 статьи 30 или пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
После даты назначения пенсии истец не предоставлял ответчику какие-либо дополнительные сведения о своей трудовой деятельности. Все сведения о трудовой деятельности Рыбина В.В. были известны ответчику с даты назначения пенсии (17 августа 2010 г.) и по состоянию на 1 мая 2021 г. ответчик произвел перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, основываясь на данных о трудовом стаже Рыбина В.В, известных ответчику с даты первоначального назначения пенсии.
С учетом уточнения исковых требований, истец просил: обязать ответчика произвести расчет и выплатить недополученную досрочную страховую пенсию по старости за период с 17 августа 2010 г. по 30 апреля 2021 г.; признать незаконным решение ответчика о назначении с 17 августа 2010 г. досрочной страховой пенсии по старости Рыбину В.В. в части величины (размера) назначенной 17 августа 2010 г. пенсии и в части неучтенного с 17 августа 2010 г. общего трудового стажа и специального трудового стажа (Список N2, подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), заявленного ниже; обязать ответчика для перерасчета размера пенсии с 17 августа 2010 г. включить периоды, приравниваемые к трудовому стажу: обучение с 1 сентября 1978 г. по 5 марта 1979 г. (1 год 8 месяцев 5 дней) в СПТУ N82 г. Ленинска-Кузнецкого РО "Сельхозхимии" Кемеровской области, в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. N590; служба в составе Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1986 г. по 17 июня 1988 г. (2 года 22 дня) в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж (работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 29 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 января 2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Представителем Рыбина В.В. - Измайловым Д.В, действующим на основании доверенности от 13 мая 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 января 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового судебного постановления.
Кассатор приводит доводы аналогичные доводам искового заявления; указывает на незаконность отказа в перерасчете пенсии истца на основании решения от 4 августа 2021 г, на наличие оснований для перерасчета и выплате неполученной пенсии истцу с 2010 г. и неправильное установление судом обстоятельств дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с данными, содержащимися в пенсионном деле истца, Рыбин В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии с 8 ноября 2010 г.
Решением УПФР в г.Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе N от 17 ноября 2010 г. истцу Рыбину В.В. с 8 ноября 2010 г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно материалам выплатного дела, на дату назначения пенсии Рыбину В.В. продолжительность документально подтвержденного страхового стажа составляла 25 лет 3 месяца 17 дней, стаж на соответствующих видах работ с учетом льготного исчисления отдельных периодов работы - 25 лет 2 месяца 29 дней при требуемом - 25 лет (стаж работы в неведущих профессиях составил 2 года 8 месяцев 28 дней, стаж работы в ведущих профессиях календарно - 18 лет 1 день, в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца) - 22 года 6 месяцев 1 день).
Периоды, учтенные в страховой, в том числе специальный стаж, при назначении пенсии в 2010 году, указаны в ответе ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу на запрос суда апелляционной инстанции.
Служба по призыву с 26 мая 1986 г. по 17 июня 1988 г. не включена в специальный стаж, так как до и после этого периода отсутствует работа по Списку N1.
Оценка пенсионных прав Рыбина В.В. по состоянию на 1 января 2002 г. осуществлена путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения, исходя из продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г. - 16 лет 5 месяцев 8 дней, включающей период военной службы по призыву календарно (период учебы включению не подлежит), и среднемесячного заработка за периоды работы в 2000-2001 г.г.
На дату назначения Рыбину В.В. досрочной трудовой пенсии фиксированный базовый размер с учетом повышения на одного нетрудоспособного члена семьи (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) составлял 3 631 рубль 21 копейка, тогда как при обычных условиях - 2 723 рубля 41 копейка.
Расчетный размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. составил 1102 рубля 86 копеек (0, 55 х 1, 2 х 1671).
Расчетный размер пенсии, исчисленный по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из продолжительности общего трудового стажа до 1 января 2002 г. - 20 полных лет, включающей период учебы в СПТУ-82 календарно в отсутствие трудовой деятельности и период военной службы по призыву в двойном размере, в максимальной величине составит: 555 рублей 96 копеек х 1, 3 (районный коэффициент, применяемый в Кемеровской области-Кузбассе) + 130 рублей (компенсационная выплата с учетом районного коэффициента) = 852 рубля 75 копеек, что меньше, чем расчетный размер, исчисленный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из представленного ответчиком сравнительного расчета размера пенсии по части 3 и части 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует, что размер пенсии Рыбина В.В. рассчитанный по части 3 статьи 30 указанного закона является для него наиболее выгодным. При этом варианте расчета размера пенсии, период учебы не подлежит включению в стаж. Применение одновременно двух порядков исчисления пенсии законом не предусмотрено.
На основании заявления истца от 2 апреля 2021 г. ответчиком был произведен перерасчет размера пенсии с 1 мая 2021 г. в связи с уточнением пенсионного капитала по новому основанию. Оценка пенсионных прав была произведена из стажа на соответствующих видах работ (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), стажевый коэффициент составил 0, 57.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 14, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установив, что Рыбину В.В. с 8 ноября 2010 г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением положений пункта 3 статьи 30 указанного Федерального закона; исходя из того, что расчет размера пенсии истцу произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в части неучтенного страхового и специального стажа, обязании включить периоды обучения и службы в составе Вооруженных Сил СССР для перерасчета размера пенсии, обязании произвести перерасчёт и выплатить недополученную пенсию.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда отклоняя доводы апелляционной жалобы указала на то, что согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2022 г. При этом исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2022 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности; период учебы не включается в стаж по данному варианту.
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что с 1 мая 2021 г. ответчик произвел перерасчет размера пенсии в связи с уточнением пенсионного капитала по новому основанию, а не в связи с ранее допущенной ошибкой при назначении пенсии. При этом, Оценка пенсионных прав исходя из продолжительности специального стажа по Списку N1 стала возможной для истца лишь при достижении возраста 50 лет, тогда как пенсия ему была назначена за работу в подземных условиях не менее 25 лет (независимо от возраста). Поскольку с заявлением о перерасчете пенсии в связи с достижением возраста 50 лет с учетом специального стажа по Списку N 1 истец впервые обратился 2 апреля 2021 г, правовые основания для перерасчета пенсии по указанному основанию с более раннего периода, в том числе с даты достижения возраста 50 лет в 2018 году, отсутствовали.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК * СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий регламентируются статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Согласно части 3 статьи 34, частям 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 г, устанавливал основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно подпункту 11 пунктом 1 статьи 27 от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" была предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной формуле.
При этом, согласно части 2 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
Так, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет до 1 января 2002 г, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается по общему правилу в размере не свыше 1, 2.
Среднемесячный заработок застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учитывается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Таким образом, действовавшим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
При этом в указанных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
Так, при исчислении размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж не включаются периоды учебы.
При исчислении размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж предусмотрено включение периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, а также периодов ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности, в общий трудовой стаж.
Согласно абзацу 40 пункта 4 статьи 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N73-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек.
Одновременное применение порядка подсчета стажа, установленных пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не допускается.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
На основании статьи 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, приведенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 ФЗ-173).
В соответствии с подпунктом первым пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин), следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, установив, что при назначении истцу страховой пенсии досрочно по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчет размера пенсии был произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона с учетом общего трудового стажа истца до 31 декабря 2001 г, указанный расчет является наиболее выгодным для истца; согласившись с представленными расчетами размера пенсии истца, исходя из их соответствия требованиям действующего законодательства; принимая во внимание, что перерасчет страховой пенсии истца произведен с 1 мая 2021 г. в связи с изменением варианта оценки пенсионных прав - с учетом стажа работы в особых условиях по Списку N1 на основании заявления истца от 6 апреля 2021 г, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом выводы суда апелляционной инстанции о правомерности исключения из периодов, подлежащих зачету в общий трудовой стаж, периода обучения в СПТУ-82 соответствуют положениям пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Спорный период службы армии по действующему на тот период законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях при определенных условиях.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "к" пункта 109 данного Положения предусмотрена служба в составе Вооруженных сил СССР.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
С учетом приведенных положений суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для включения периода прохождения истцом службы по призыву с 26 мая 1986 г... по 17 июня 1988 г. в специальный стаж, поскольку как до так и после указанного периода истец не был занят на работах, указанных в Списке N1.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Кемерово от 29 сентября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 января 2024 г.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Рыбина Владимира Викторовича - Измайлова Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.