Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Кировского районного суда г. Красноярска Красноярского края, гражданское дело N 2-536/2023, УИД 38RS0027-01-2023-000592-31 по иску Иванова Николая Григорьевича к администрации Чунского районного муниципального образования о признании незаконным отказа в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выраженного в письме от 28 марта 2023 г. N, признании незаконным распоряжения от 18 мая 2023 г. N "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N"
по кассационной жалобе Иванова Николая Григорьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Иванова Н.Г. по доверенности Ивановой Т.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации Чунского районного муниципального образования по доверенности Ралько С.В, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, полагавшей обжалуемое судебное постановление не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иванов Н.Г. обратился в суд с иском к администрации Чунского районного муниципального образования о признании незаконным отказа в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выраженного в письме от 28 марта 2023 г. N, признании незаконным распоряжения от 18 мая 2023 г. N-Ф "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N".
В обосновании исковых требований Иванов Н.Г. указал, что вступившим в законную силу заочным решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. на администрацию Чунского районного муниципального образования возложена обязанность назначить ему ежемесячную доплату к пенсии за счёт средств местного бюджета с момента возникновения права на неё, то есть с 24 декабря 2010 г, в размере 20% месячного денежного содержания (месячной оплаты труда) мэра района в сумме 35 536, 93 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении размера месячного денежного вознаграждения мэра района; на администрацию Чунского районного муниципального образования возложена обязанность произвести с 1 января 2013 г. индексацию (увеличение) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением размера месячного денежного вознаграждения мэра района и установить ему с 1 января 2013 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 43 575, 80 руб. с последующим увеличением размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении размера месячного денежного вознаграждения мэра района; с администрации Чунского районного муниципального образования за счёт средств казны муниципального образования в его пользу взыскана задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 24 декабря 2010 г. по 1 августа 2014 г. в размере 1 392 265, 56 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Распоряжением мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. произведено последнее увеличение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета, Иванову Н.Г. произведена индексация доплаты за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, в связи с произведённой индексаций с 1 декабря 2020 г. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 59 745, 48 руб. с последующим увеличением размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Поскольку в 2021 году, в 2022 году увеличения ежемесячной доплаты не производилось, 1 февраля 2023 г. Иванов Н.Г. обратился в Администрацию Чунского района Иркутской области с заявлением о проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета, а также просил предоставить сведения о датах, размерах индексации месячного денежного вознаграждения мэра района за 2021 год, за 2022 год, за 2023 год.
28 марта 2023 г. администрация Чунского района Иркутской области направила ответ об отказе в проведении увеличения ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в связи с тем, что индексация (увеличение) денежного вознаграждения мэра Чунского района не осуществлялась, а был установлен новый должностной оклад в соответствии с Положением об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования.
Кроме того, 18 мая 2023 г. и.о. мэра района принято распоряжение, которым внесены изменения в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N, из указанного распоряжения исключены слова "с последующим увеличением (индексацией) размера месячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района".
Отказ в проведении увеличения ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выраженный в письме от 28 марта 2023 г. N, а также распоряжение от 18 мая 2023 г. N-ф Иванов Н.Г. считает незаконными.
В 2021 году, в 2022 году мэру района увеличено месячное денежное вознаграждение, однако индексация ежемесячной доплаты не производилась. Факт увеличения ежемесячного денежного вознаграждения мэра района следует из Положения об оплате труда мэра Чунского района от 25 ноября 2020 г. и Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования от 21 ноября 2022 г. Из сравнительного анализа указанных Положений усматривается, что должностной оклад, являющийся составной частью ежемесячного денежного вознаграждения мэра района, был увеличен и составил: по Положению от 25 ноября 2020 г. - 12 130 руб, по Положению от 21 ноября 2022 г. - 24 446 руб.
Отказ в проведении увеличения размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии в нарушение обязанности, установленной заочным решением суда от 6 октября 2014 г, является неправомерным. Муниципальными актами не может быть изменено или отменено судебное решение, которое является обязательным для исполнения администрацией Чунского района Иркутской области, администрация района обязана произвести индексацию ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета независимо от наличия действующего исполнительного производства. Администрация района своими неправомерными действиями по отказу в проведении увеличения (индексации) установленной судом ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета нарушает его законные права и интересы.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Иванов Н.Г. просил суд признать незаконным отказ администрации Чунского района Иркутской области в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета при увеличении (индексации) месячного денежного вознаграждения мэра района, выраженный в письме от 28 марта 2023 г. N; признать незаконным распоряжение от 18 мая 2023 г. N-Ф "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N".
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2023 г. исковые требования Иванова Н.Г. удовлетворены в полном объёме.
Признан незаконным отказ Администрации Чунского района Иркутской области в проведении Иванову Н.Г. увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета при увеличении (индексации) месячного денежного вознаграждения мэра района, выраженный в письме от 28 марта 2023 г. N.
Признано незаконным Распоряжение N-Ф от 18 мая 2023 г. "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2024 г. решение Чунского районного суда Иркутской области от 9 ноября 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Иванова Н.Г. к администрации Чунского районного муниципального образования о признании незаконным отказа в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выраженного в письме от 28 марта 2023 г. N, признании незаконным распоряжения от 18 мая 2023 г. N-Ф "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Иванов Н.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2024 г, указывая на то, что апелляционное определение принято без учёта статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13, части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку правомерности действий администрации района при проведении Иванову Н.Г. увеличения доплаты, фактически изменил установленный заочным решением суда от 6 октября 2014 г. порядок проведения увеличения доплаты, дав оценку действиям администрации, которые выходят за пределы рассмотрения спора и установив, что администрация района надлежащим образом исполняет свою обязанность по увеличению (индексации) ежемесячной доплаты, установленную заочным решением Чунского районного суда от 6 октября 2014 г, о чём свидетельствует имеющееся в деле распоряжение от 14 декабря 2023 г. N-лс "Об индексации (увеличении) размера ежемесячной доплаты к пенсии Иванову Н.Г.", принятое во исполнение Указа Губернатора Иркутской области от 26 октября 2023 г. N 356-уг "Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Иркутской области".
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции, не учитывая вступивший в законную силу судебный акт от 6 октября 2014 г, применил нормативные акты, которые к спорным правоотношениям не могут быть применены, поскольку Указ Губернатора Иркутской области от 26 октября 2023г. N 356-уг касается государственных гражданских служащих, к которым Иванов Н.Г. никогда не относился, так как являлся выборным должностным лицом муниципального образования.
После принятия оспариваемого определения суда администрация района отменила распоряжение N-лс, которое предоставляла в суд в качестве доказательств надлежащего исполнения своих обязательств по выплате доплаты Иванову Н.Г. с учётом увеличения (индексации) доплаты.
Администрация района не представила в суд 1 инстанции никаких доказательств, подтверждающих, что в 2021-2022гг. не производилось увеличения (индексации) месячного вознаграждения мэра района.
По мнению заявителя, довод администрации о том, что при установлении новых окладов решением N от 21 ноября 2022г. администрация исходила из Указа Губернатора Иркутской области N-уг от 16 сентября 2022 г, которым индексация (увеличение) должностного оклада не была предусмотрена - опровергается самим Решением N от 21 ноября 2022 г.
Указ Губернатора Иркутской области N-уг от 16 сентября 2022г. "О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области" не мог быть основанием для установления новых окладов мэру Чунского района, поскольку касается исключительно государственных гражданских - служащих, а не выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
Денежное вознаграждение мэра района в 2021 г, 2022 г. увеличилось по сравнению с 2020 г. за счёт увеличения составной части денежного вознаграждения мэра района - оклада.
Нормативные положения о том, что должностной оклад входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения выборного должностного лица, содержались и содержатся в нормативных актах, как на момент принятия заочного решения суда от 6 октября 2014г, так и в настоящее время.
При наличии в материалах дела Положений об оплате труда мэра района N от 25 ноября 2020г. и N, из которых явно следует факт увеличения оклада, являющегося составной частью ежемесячного денежного вознаграждения мэра района, надлежащим доказательством, которое с достоверностью может подтвердить или опровергнуть факт увеличения месячного денежного вознаграждения мэра района, являются сведения о доходах мэра района, которые не были представлены Администрацией района в обоснование своих доводов.
В оспариваемом определении суда, суд связывает увеличение доплаты Иванову Н.Г. в зависимости от наличия в Положении, утверждённого Чунской районной Думы от 21 ноября 2022г. N, положения об индексации доплаты к государственной пенсии.
Однако наличие или отсутствие в любых муниципальных актах администрации Чунского района положения об увеличении или индексации доплаты к государственной пенсии, принятых после вступления в силу решения суда от 6 октября 2014 г, не может и не должно влиять на право Иванова Н.Г. на получение доплаты с учётом её увеличения при увеличении размера месячного денежного вознаграждения мэра района, поскольку порядок увеличения доплаты определён вступившим в законную силу решением суда.
Принятие распоряжения N-ф об исключении формулировки про индексацию (увеличение) доплаты ? это очередная незаконная попытка администрации района не производить Иванову Н.Г. индексации (увеличения) доплаты.
Исключение пункта про увеличение (индексацию) доплаты из распоряжения N-Ф, которое было принято в связи с заочным решением суда от 6 октября 2014г, приводит к неисполнению решения суда ответчиком и нарушению прав Иванова Н.Г.
Как на момент принятия заочного решения суда от 6 октября 2014г, так и в настоящее время, нормативно-правовые акты содержали и содержат порядок проведения индексации (увеличения) ежемесячной доплаты при индексации (увеличении) денежного вознаграждения мэра района.
Соответственно, у администрации района не имеется законных оснований для проведения индексации доплаты в зависимости от индексации окладов государственных служащих, что не было учтено судом апелляционной инстанции.
В письменных возражениях на кассационную жалобу администрация Чунского района просит апелляционное определение Иркутского областного суда от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Н.Г. без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Иванов Н.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе с использованием систем видеоконференц-связи, был извещён надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправлений, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителей истца и ответчика, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях администрации Чунского района Иркутской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванов Н.Г. 2 апреля 1998 г. был избран мэром Чунского района Иркутской области, 10 апреля 2002 г. уволен в связи с истечением срока полномочий, с сохранением социальных гарантий в соответствии со статьёй 33 Закона Иркутской области от 7 декабря 1998 г. N-оз "О статусе главы муниципального образования в Иркутской области".
Вступившим в законную силу заочным решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. на администрацию Чунского районного муниципального образования возложена обязанность назначить Иванову Н.Г. ежемесячную доплату к пенсии за счёт средств местного бюджета с момента возникновения права на неё, то есть с 24 декабря 2010 г, в размере 20% месячного денежного содержания (месячной оплаты труда) мэра района в период с 24 декабря 2010 г. по 31 декабря 2012 г. в размере 35 536, 93 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района; а с 1 января 2013 г. - в размере 43 575, 80 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Распоряжением мэра Чунского района от 18 июня 2015 г. N-Ф "О ежемесячной доплате к государственной пенсии Иванову Н.Г." во исполнение заочного решения Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. Иванову Н.Г. с 24 декабря 2010 г. назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 35 536, 93 руб, с 1 января 2013 г. ежемесячная доплата к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 43 575, 80 руб, с 1 января 2015 г. ежемесячная доплата к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 46 618, 36 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
За период с 1 августа 2014 г. по 28 февраля 2015 г. к выплате Иванову Н.Г. также определён перерасчёт в сумме 250 209, 72 руб. (пункт 2 распоряжения).
Распоряжением мэра Чунского района от 19 января 2017 г. N-Ф "Об изменении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Иванову Н.Г." в соответствии с Положением об оплате труда мэра Чунского района, утверждённого решением Чунской районной Думы от 22 декабря 2016 г. N, Иванову Н.Г. к выплате с 1 января 2017 г. определена доплата к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 42 432, 50 руб.
На основании распоряжения мэра Чунского района от 1 августа 2017 г. N-Ф "О ежемесячной доплате к государственной пенсии Иванову Н.Г." Иванову Н.Г. произведён перерасчет за апрель 2017 года в сумме 1 143, 30 руб, за май 2017 года в сумме 1 143, 30 руб, за июнь 2017 года в сумме 1 143, 30 руб, за июль 2017 года в сумме 1 143, 30 руб.; с 1 августа 2017 г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 43 575, 80 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Во исполнение решения Чунской районной Думы от 24 января 2018 г. N "О внесении изменений в решение Чунской районной Думы от 22 декабря 2016 г. N "Об утверждении Положения об оплате труда мэра Чунского района" распоряжением мэра Чунского района от 4 апреля 2018 г. N-Ф "О перерасчёте пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." произведён перерасчет пенсии Иванову Н.Г. за январь 2018 года в размере 594, 47 руб, за февраль 2018 года в размере 594, 47 руб, за март 2018 года в размере 594, 47 руб, общая сумма перерасчёта пенсии составила 1 783, 41 руб.; с 1 апреля 2018 г. Иванову Н.Г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 44 170, 27 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
На основании распоряжения и.о. главы администрации Чунского района от 25.09.2018 N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." во исполнение решения Чунской районной Думы от 24 января 2018 г. N "О внесении изменений в решение Чунской районной Думы от 22 декабря 2016 г. N "Об утверждении Положения об оплате труда мэра Чунского района" произведена индексация (увеличение) пенсии Иванову Н.Г. за январь 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за февраль 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за март 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за апрель 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за май 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за июнь 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за июль 2018 года в размере 1 190, 12 руб, за август 2018 года в размере 1 190, 12 руб, общая сумма индексации (увеличения) пенсии составила 9 520, 96 руб.; с 1 сентября 2018 г. Иванову Н.Г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 45 360, 39 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Распоряжением мэра Чунского района от 5 сентября 2019 г. N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." во исполнение решения Чунской районной Думы от 28 августа 2019 г. N "О внесении изменений в решение Чунской районной Думы от 22 декабря 2016 г. N "Об утверждении Положения об оплате труда мэра Чунского района" произведена индексация (увеличение) пенсии Иванову Н.Г. за июль 2019 года в сумме 4 635, 83 руб, за август 2019 года в сумме 4 635, 83 руб, общая сумма индексации (увеличения) пенсии составила 9 271, 66 руб.; с 1 сентября 2019 г. Иванову Н.Г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 49 996, 22 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Распоряжением мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." во исполнение решения Чунской районной Думы от 25 ноября 2020 г. N "Об утверждении Положения об оплате труда мэра Чунского района в новой редакции" произведена индексация (увеличение) пенсии Иванову Н.Г. за сентябрь 2020 года в размере 1 949, 88 руб, за октябрь 2020 года в размере 9 749, 26 руб, за ноябрь 2020 года в размере 9 749, 26 руб, общая сумма индексации (увеличения) пенсии составила 21 448, 40 руб.; с 1 декабря 2020 г. Иванову Н.Г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в сумме 59 745, 48 руб. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
В 2021 году, в 2022 году индексация (увеличение) доплаты к государственной пенсии Иванову Н.Г. не производилась.
1 февраля 2023 г. Иванов Н.Г. обратился в администрацию Чунского района Иркутской области с заявлением о проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в связи с увеличением (индексацией) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
На данное заявление администрацией Чунского района Иркутской области дан ответ от 28 марта 2023 г. N, согласно которому Иванову Н.Г. отказано в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета, в связи с тем, что индексация (увеличение) денежного вознаграждения мэра Чунского района в 2021 году, в 2022 году не осуществлялась, а был установлен новый должностной оклад мэра района в соответствии с Положением об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования, утверждённым решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N.
Кроме того, на основании статей 22, 48 Устава Чунского районного муниципального образования, в связи с принятием Чунской районной Думой решения от 21 ноября 2022 г. N "Об утверждении Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования", в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." внесены изменения: в пункте 2 слова "с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района" исключены, о чём издано распоряжение мэра Чунского района от 18 мая 2023 г. N-Ф "О внесении изменений в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N-Ф".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Ивановым Н.Г. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 21 октября 2008 г. N 643-О-О, а также положения части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных актов, пришёл к выводу о том, что органам местного самоуправления хотя и предоставлена возможность устанавливать дополнительное пенсионное обеспечение, размер такого обеспечения и порядок его изменения, размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии, установленный решением суда, не может быть изменён на основании нормативных актов, принятых органами местного самоуправления.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с Положением об оплате труда мэра Чунского района, утвержденным решением Чунской районной Думы от 25 ноября 2020 г. N, мэру района установлен должностной оклад в сумме 12 130 руб.; в соответствии с Положением об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования, утверждённым решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N, размер должностного оклада мэра Чунского района составил 24 446 руб, то есть размер должностного оклада увеличился, то имеются основания для увеличения (индексации) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением размера денежного вознаграждения мэра района.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в период 2021-2022 годы соответствующего распорядительного акта об индексации размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Иркутской области (муниципальных служащих) не издавалось, а Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования, утверждённое решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N, на которое указывал истец, основанием для увеличения (индексации) размера ежемесячной доплаты к пенсии служить не может, поскольку данным Положением установлены новые размеры должностных окладов в твёрдой денежной сумме и ежемесячного денежного поощрения кратно к должностному окладу, что индексацией не является, перераспределение размеров должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения не привело к повышению денежного содержания.
Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что распоряжение и.о. мэра Чунского района от 18 мая 2023 г. N-Ф, которым в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." внесены изменения (в пункте 2 слова "с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района" исключены), не изменяет и не отменяет вступившее в законную силу заочное решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г, которым на администрацию Чунского районного муниципального образования возложена обязанность назначить Иванову Н.Г. ежемесячную доплату к пенсии за счёт средств местного бюджета с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Возложенная заочным решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. на ответчика обязанность увеличения (индексации) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района администрацией Чунского района муниципального образования исполняется надлежащим образом, что подтверждается распоряжениями ответчика об индексации размера ежемесячной доплаты к пенсии Иванову Н.Г, в том числе распоряжением от 14 декабря 2023 г. N-лс "об индексации (увеличении) размера ежемесячной доплаты к пенсии Иванову Н.Г.".
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определён статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Основные правовые, социальные, материальные, организационные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области при осуществлении их полномочий установлены Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз).
Согласно статье 1 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанными лицами своей деятельности в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, уставом муниципального образования Иркутской области и иными муниципальными правовыми актами (часть 1).
В настоящем Законе понятия "депутат", "член выборного органа местного самоуправления", "выборное должностное лицо местного самоуправления" используются в том же значении, что и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под выборным лицом местного самоуправления в настоящем Законе понимаются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (часть 2).
В силу части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные социальные, материальные, организационные и иные гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления (часть 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз).
Финансирование осуществления гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета (статья 4 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее срока, на который оно было избрано, либо лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее 4 лет и в этот период достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность и досрочно прекратившему полномочия, имеющим стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, уставом муниципального образования устанавливается за счёт средств соответствующего местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяется муниципальными правовыми актами (часть 4 статьи 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 122-оз).
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, следовательно, они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Иванов Н.Г. вышел на пенсию 24 декабря 2010 г.
На момент выхода Иванова Н.Г. на пенсию действовало Положение о гарантиях деятельности мэра муниципального района Чунского районного муниципального образования, утверждённое решением Чунской районной Думы от 27 мая 2009 г. N, статьёй 10 которого регламентировались вопросы пенсионного обеспечения мэра района.
Так, в соответствии с пунктом 10.2 статьи 10 указанного Положения мэр района имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет, увольнения с муниципальной службы в случаях: ликвидации или реорганизации администрации Чунского района; установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра района; в связи с истечением срока либо в случае прекращения полномочий мэра района.
Размер ежемесячной доплаты устанавливается в размере 15% от месячного денежного содержания (месячной оплаты труда) мэра района и увеличивается на три процента месячного денежного содержания (месячной оплаты труда) мэра района за каждый год замещения им выборной должности сверх установленной продолжительности стажа муниципальной службы, но не более 20%. Размер ежемесячной доплаты определяется с применением установленного законодательством районного коэффициента к заработной плате и индексируется без обращения лица, замещавшего выборную должность мэра района, при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района (пункты 10, 4, 10.6, 10.8 статьи 10 Положения).
Решением Чунской районной Думы от 25 декабря 2012 г. N решение Чунской районной Думы от 27 мая 2009 г. N "Об утверждении Положения о гарантиях деятельности мэра муниципального района Чунского районного муниципального образования" признано утратившим силу и утверждено новое Положение о гарантиях деятельности выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления Чунского районного муниципального образования (мэра Чунского района), которым также предусматривалась гарантия пенсионного обеспечения мэра Чунского района в виде ежемесячной доплаты к пенсии, увеличение (индексация) размера ежемесячной доплаты к пенсии одновременно с изменением размеров должностных окладов должностей муниципальной службы в Чунском районном муниципального образовании (пункты 1, 5 статьи 12 Положения).
Из материалов дела следует, что администрация Чунского районного муниципального образования осуществляла выплату Иванову Н.Г. ежемесячной доплаты к государственной пенсии и производило индексацию (увеличение) пенсии Иванову Н.Г, с 1 декабря 2020 г. размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета составил 59 745, 48 руб.
В связи с изданием Губернатором Иркутской области Указа от 26 октября 2023 г. N 356-уг "Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Иркутской области", распоряжением администрации Чунского района муниципального образования от 14 декабря 2023 г. N-лс Иванову Н.Г. произведена индексация (увеличение) размера ежемесячной доплаты к пенсии за октябрь 2023 г, с 1 ноября 2023 г. установлен размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в размере 83 443 руб. 46 коп. с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при индексации (увеличении) размера ежемесячного денежного вознаграждения мера района.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Иванов Н.Г. ссылался на то, что меру Чунского района Иркутской области был увеличен оклад Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N, в связи с чем администрация была обязана произвести увеличение (индексацию) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета, назначенную Иванову Н.Г. заочным решением суда.
Из материалов дела следует, что с 25 сентября 2020 г. размер, порядок оплаты труда и формирования фонда оплаты труда мера Чунского района регулировались Положением об оплате труда мэра Чунского района, утверждённым решением Чунской районной Думы от 25 ноября 2020 г. N, продлённым на 2021 год решением Чунской районной Думы от 25 декабря 2020 г. N.
В соответствии пунктом 1 раздела 2 "Оплата труда мэра Чунского района" оплата труда мэра Чунского района производится в виде ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения и иных дополнительных выплат, предусмотренных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 указанного Положения ежемесячное денежное вознаграждение мэра Чунского района состоит из должностного оклада.
Из пункта 2.1 раздела 2 Положения следует, что ежемесячное денежное вознаграждение мера Чунского района включает в себя: должностной оклад в размере 12 130 рублей; ежемесячное денежное поощрение в размере 10, 482 денежных вознаграждений.
Пунктом 3 раздела 3 данного Положения было предусмотрено, что увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения мэру Чунского района производится в соответствии с федеральным и областным законодательством.
С 17 февраля 2021 г. на основании изменений, внесённых в Положение об оплате труда мэра Чунского района решением Чунской районной Думы от 28 апреля 2021 г. N, ежемесячное денежное вознаграждение мэра Чунского района включает в себя: должностной оклад в размере 12792 руб, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 50% должностного оклада, в соответствии с действующим законодательством; меру выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 6, 614 денежных вознаграждений.
Решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N утверждено новое Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования, ранее действовавшее Положение об оплате труда мэра Чунского района признано утратившим силу.
В соответствии с пунктом 4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования оплата труда выборных должностных лиц производится в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных Уставом Чунского районного муниципального образования, настоящим Положением с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определённых в соответствии с законодательством.
Пунктом 5 Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования установлено, что ежемесячное денежное вознаграждение выборного должностного лица состоит из: 1) должностного оклада; 2) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения выборных должностных лиц устанавливаются в соответствии Приложением к настоящему Положению.
Увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения выборного должностного лица производится в соответствии с федеральными законами (пункт 7 Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования).
В соответствии с Приложением к Положению об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования размер должностного оклада мэра Чунского района составляет 24 446 руб, размер ежемесячного денежного поощрения (кратно к должностному окладу) в размере 4, 5917.
Руководствуясь указанными нормативными актами муниципального образования, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N выборным должностным лицам местного самоуправления Чунского муниципального образования были изменены составные части оплаты труда, установлены новые размеры должностных окладов в твёрдой денежной сумме и ежемесячного денежного поощрения кратно к должностному окладу, что в целом не привело к повышению ежемесячного денежного вознаграждения мэра Чунского района и не является индексацией размера ежемесячного денежного вознаграждения мэра района.
Установив, что в период с 2021 г. по 2022 г. увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения мера Чунского района в соответствии с федеральным и областным законодательством не производилось, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для признания незаконным отказа администрации Чунского района Иркутской области в проведении увеличения (индексации) ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выраженного в письме от 28 марта 2023 г. N.
Поскольку из представленных в материалы дела распоряжений исполняющего обязанности главы администрации, мера Чунского района от 25 сентября 2018 г. N-ф, от 5 сентября 2019 г. N-ф, от 4 декабря 2020 г. N-ф следует, что индексация размера ежемесячной доплаты к пенсии Иванову Н.Г. производилась, на основании распоряжения исполняющего обязанности мэра Чунского района от 20 октября 2023 г. N-лс Иванову Н.Г. на основании исполнительного листа была произведена индексация (увеличение) ежемесячной доплаты к государственной пенсии за период 2021, 2022 и 2023 г. (с января по сентябрь), распоряжением мэра Чунского района от 14 декабря 2023 г. N-лс Иванову Н.Г. произведена индексация (увеличение) размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии за октябрь 2023 г. и с 1 ноября 2023 г, суд апелляционной инстанции обоснованно пришёл к выводу, что установленная заочным решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. обязанность увеличения (индексации) размера ежемесячной доплаты к пенсии администрацией Чунского районного муниципального образования исполняется надлежащим образом.
Также суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что само по себе распоряжение и.о. мэра Чунского района от 18 мая 2023 г. N-Ф, которым в распоряжение мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N-Ф "Об индексации (увеличении) пенсии за выслугу лет Иванову Н.Г." были внесены изменения в части исключения слов "с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района", не может изменить или отменить вступившее в законную силу заочное решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г, в связи с чем прав истца не нарушает, при том, что как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ответчик исполнил возложенную на него заочным решением суда обязанность об увеличении (индексации) размера ежемесячной доплаты к пенсии Иванову Н.Г.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Приведённые в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судом апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном постановлении, основаны на ошибочном толковании норм материального права, применённых судом апелляционной инстанции при разрешении дела, и не могут являться основанием к отмене апелляционного определения.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции разрешилспор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Николая Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.