Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3002/2023, УИД 22RS0011-02-2023-002690-76 по иску Азимжановой Жамилы Мамыраевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Азимжановой Жамилы Мамыраевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Азимжанова Ж.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее также - ОСФР по Алтайскому краю) о защите пенсионных прав.
В обосновании исковых требований Азимжанова Ж.М. указала, что с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2003 г. осуществляла трудовую деятельность, являясь членом крестьянского хозяйства имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпусках по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, а в периоды с 11 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г. и с 1 января 2010 г. по 3 марта 2010 г. являлась индивидуальным предпринимателем, осуществляя уплату страховых взносов.
Азимжанова Ж.М. неоднократно обращалась с заявлениями о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что не подтверждён документально требуемый страховой стаж.
С решениями об отказе в назначении пенсии Азимжанова Ж.М. не согласна, поскольку в подтверждение факта трудовой деятельности в период с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2023 г. и перечисления страховых взносов были представлены справки Главы сельской управы Мады Мадынского Айылного округа и Кара-Суйского районного управления Социального фонда Министерства здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики.
Азимжанова Ж.М. просила суд признать незаконными решения ответчика об отказе в установлении страховой пенсии по старости, включить в страховой стаж период её работы с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2003 г. в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики, признать за ней право на досрочное установление страховой пенсии по старости с момента первого обращения в пенсионный орган в 2021 году и назначить такую пенсию.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 октября 2023 г. исковые требования Азимжановой Ж.М. удовлетворены частично. В страховой стаж Азимжановой Ж.М. включён период работы с 30 января 1995 г. по 28 декабря 2003 г. в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики.
В удовлетворении остальной части исковых требований Азимжановой Ж.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 февраля 2024 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 октября 2023 г. изменено в части периода работы, включённого в страховой стаж Азимжановой Ж.М, принято новое решение о включении в страховой стаж Азимжановой Ж.М. периода работы с 30 января 1995 г. по 31 декабря 2001 г. в крестьянском хозяйстве имени "Верди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Азимжанова Ж.М. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 февраля 2024 г, указывая на то, что неуплата страховых взносов её работодателем с 1 января 2002 г. не может влиять на её пенсионные права и опровергать установленный Социальным фондом Кыргызской Республики период работы, включённый в страховой стаж для назначения пенсии.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Азимжанова Ж.М, представитель ОСФР по Алтайскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Азимжанова Ж.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 20 марта 2006 г.
8 июня 2021 г. истец обратилась в Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
28 февраля 2022 г. Азимжанова Ж.М. обратилась в Отделение ПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение пенсионного органа от 3 июня 2022 г. N в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Из указанного решения следует, что для назначения страховой пенсии по старости Азимжанова Ж.М. трудовую книжку не представила. На основании имеющихся документов в страховой стаж засчитаны периоды: с 11 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2010 г. по 3 марта 2010 г. - работа в качестве индивидуального предпринимателя на основании сведений индивидуального лицевого счёта об уплате страховых взносов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды отпуска по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, до полутора лет.
В страховой стаж не засчитан период с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2003 г. в крестьянском хозяйстве "Берди Палван" в Кара-Суйском районе Ошской области Республики Киргизия, так как справка от 30 сентября 2021 г. N о периоде работы в качестве члена крестьянского хозяйства не содержит основание выдачи. Кроме того, отсутствует подтверждение обоснованности и достоверности справок о работе и уплате обязательных платежей от 30 сентября 2021 г. N и от 5 октября 2021 г. N из компетентного органа Республики Киргизия. На запрос Отделения ПФР по Алтайскому краю от 28 февраля 2022 г. ответ не поступил.
9 ноября 2022 г. истец вновь обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 22 февраля 2023 г. N в назначении страховой пенсии отказано, ввиду отсутствия права.
В решении указано, что причины, по которым вынесен отказ по ранее представленным документам, отражены в решении об отказе в установлении пенсии от 3 июня 2022 г. N.
По выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица и документам, имеющимся в распоряжении Отделения ПФР, страховой стаж Азимжановой Ж.М. составил 8 лет 1 месяц 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 24, 766.
При условии подтверждения периода работы с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2003 г, страховой стаж Азимжановой Ж.М. составит 14 лет 8 месяцев 20 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 31, 770.
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу Социального фонда Кыргызской Республики Азимжанова Ж.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёте в Социальном фонде Кыргызской Республики не состоит и получателем пенсии не значится.
Из представленной в материалы дела справка N от 30 сентября 2021 г. Главы сельской управы Мады Мадынского Айылного округа Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики следует, что Азимжанова Ж.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно в период с 30 января 1995 г. по 25 февраля 2003 г. была членом крестьянского хозяйства имени "Верди Палван".
Согласно справке от 5 октября 2021 г. за N Азимжановой Ж.М. был выдан земельный участок сельхозназначения 0, 2 га Иадынским айыльным округом, и она являлась членом крестьянского хозяйства "Верди Павлан". Данное хозяйство зарегистрировано в Кара-Суйском районном управлении Социального фонда Кыргызской Республики в качестве плательщика страховых взносов в 1996 году. Данным крестьянским хозяйством уплачиваются страховые взносы с 1996 года по настоящее время. Из уплаченных страховых взносов 1 225 сомов отчислялись за Азимжанову Ж.М. Данная справка выдавалась ля предъявления в пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная справка была выдана Кара-Суйском районном управлении Социального фонда Кыргызской Республики.
Справка от 20 мая 2022 г. N за подписью начальника Кара-Суйского районного управления Социального фонда Кыргызской Республики при кабинете министров Кыргызской Республики подтверждает обоснованность и достоверность справки от 5 октября 2021 г. за N.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Азимжановой Ж.М. в части включения в её страховой стаж период работы с 30 января 1995 г. по 28 декабря 2003 г. в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалами дела справками, подписанными компетентными должностными лицами, подтверждается факт работа истца и уплата страховых взносов в указанный выше период работы в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики.
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости, поскольку с учётом спорного периода работы истца её страховой стаж составит 14 лет 8 месяцев 20 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 31, 770, что составляет менее 15 лет в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периода работы истца в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики с 1 января 2002 г. по 28 декабря 2003 г. поскольку, во первых, истцом были заявлены требования о включении в страховой стаж периодов её работы по 25 февраля 2003 г, во-вторых, отсутствуют доказательства уплаты страховых взносов крестьянским хозяйством за Азимжанову Ж.М. за период с 1 января 2002 г. по 25 февраля 2003 г.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленная справка об уплате взносов за август 2000 г. без указания назначения платежа, исключает возможность удовлетворения требований в части включения в страховой стаж периода работы после 1 января 2002 г.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, Республикой Кыргыстан подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе право женщин, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 15 лет.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 указанных Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Азимжановой Ж.М. в части включения в страховой стаж периодов её работы в крестьянском хозяйстве имени "Берди Палван" Кара-Суйского района Ошской области Кыргызской Республики после 1 января 2002 г, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведёнными положениями законодательства, регулирующими порядок и условия назначения пенсии, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, исходил из отсутствия подтверждения уплаты страховых взносов в компетентные органы Кыргызской Республики.
Установив отсутствие надлежащих доказательств уплаты страховых взносов за период работы истца с 1 января 2002 г. по 25 февраля 2003 г, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца указанных периодов её работы.
Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного акта, поскольку выводы, указанные Конституционным Судом Российской Федерации были сделаны при рассмотрении ситуации, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения пенсии и определения её размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или были уплачены частично.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом апелляционной инстанции нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
В силу статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать новые факты и правоотношения.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Азимжановой Жамилы Мамыраевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.