Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-115/2023, УИД 22RS0017-01-2023-000107-88 по иску Литвиновой Валентины Степановны к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о возложении обязанности привести в соответствие стаж государственной гражданской службы, сведения о трудовой деятельности, перерасчёте и выплате пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Литвиновой Валентины Степановны на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 31 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Литвинова В.С. обратилась в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Социальный фонд России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю), Федеральному казначейству, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) о возложении обязанности привести в соответствие стаж государственной гражданской службы, сведения о трудовой деятельности, перерасчёте и выплате пенсии за выслугу лет.
В обосновании исковых требований Литвинова В.С. указала, что согласно записи в трудовой книжке 10 ноября 1994 г. она переведена с должности главного бухгалтера отдела администрации района по культуре в Егорьевское отделение Федерального казначейства по согласованию между руководителями, согласно выписке из приказа УФК по Алтайскому краю от 11 ноября 1994 г. назначена на должность старшего казначея отделения Федерального казначейства по Егорьевскому району в порядке перевода из отдела по культуре администрации Егорьевского района.
Согласно трудовому договору от 15 ноября 2003 г. Литвиновой В.С. установлена надбавка за выслугу лет в размере 30%. Согласно аттестационному листу от 4 марта 1999 г. общий стаж Ливиновой В.С. составил 25 лет, в том числе, стаж государственной службы - 19 лет.
В соответствии с аттестационным листом от 24 марта 2003 г. общий стаж составил 29 лет, в том числе, стаж государственной службы - 23 года.
Согласно служебному контракту от 26 июля 2005 г. Ливиновой В.С. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% этого оклада. Такой же размер надбавки указан в дополнительных соглашениях к служебному контракту от 4 сентября 2006 г, от 26 января 2007 г, от 4 сентября 2007 г, от 14 декабря 2007 г, от 7 апреля 2008 г, в приказе от 4 сентября 2006 г.
Согласно экзаменационному листу государственного гражданского служащего от 25 апреля 2011 г. стаж государственной гражданской службы составляет 31 год 9 месяцев.
Согласно представлению о назначении пенсии за выслугу лет от 3 февраля 2012 г. N, которое Федеральное казначейство направило в Пенсионный фонд Российской Федерации, стаж государственной гражданской службы Литвиновой В.С. составил 16 лет 9 месяцев, среднемесячный заработок для назначения пенсии за выслугу лет - 9 262, 40 руб, размер пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости - 48%.
Литвинова В.С. полагает, что поскольку ей выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет в размере 30% от оклада при стаже менее 15 лет, то в выслугу лет для установления процентной надбавки за выслугу лет ей был засчитан стаж предыдущей работы. Считает, что из стажа государственной службы необоснованно исключено 15 лет, чем ухудшено её положение и нарушены её конституционные права на достойное социальное (пенсионное) обеспечение.
Также Литвинова В.С. считает, что расчёт пенсии за выслугу лет, исходя из стажа 16 лет и 48% среднемесячного заработка, произведён не верно, поскольку следовало производить расчёт пенсии за выслугу лет, исходя из стажа 31 год и 75% среднемесячного заработка. Расчёт пенсии за выслугу лет должен выглядеть следующим образом: 3 308 руб. (оклад по должности) х 2, 8 (установленное ограничение) х 1, 2 (районный коэффициент) х 75%) - 3 789, 78 руб. (страховая часть трудовой пенсии по старости) = 4 546, 38 руб.
По мнению Литвиновой В.С, Социальный фонд России необоснованно применяет к правоотношениям, возникшим в 2011 году, законодательные акты, изданные и вступившие в силу после даты увольнения Литвиновой В.С. на пенсию - 6 сентября 2011 г.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Литвинова В.С. просила суд обязать Федеральное казначейство привести в соответствие с материалами личного дела представление о назначении пенсии за выслугу лет и справку о должностях, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, указав стаж государственной службы Литвиновой В.С. - 31 год 9 месяцев; обязать Социальный фонд России, ОСФР по Алтайскому краю привести в соответствие с трудовой книжкой сведения о трудовой деятельности Литвиновой В.С, находящиеся в информационных ресурсах, произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет в точном соответствии с законом, т.е. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости с 6 сентября 2011 г.; произвести выплату пенсии за выслугу лет с 6 сентября 2011 г. по настоящее время с учётом индексации и повышения денежного содержания государственных гражданских служащих.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 31 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований Литвиновой В.С. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Литвинова В.С. просит отменить решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 31 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 февраля 2024 г.
Считает, что суды применили нормативные акты, не подлежащие применению, поскольку были приняты и вступили в силу после сентября 2011 г, а потому не могут быть применимы к правоотношениям, возникшим во время увольнения Литвиновой В.С. с государственной гражданской службы - 6 сентября 2011 г.
Находит не обоснованными выводы судов о том, что стаж засчитан правильно, так как документы о включении в стаж других периодов работы в личном деле отсутствуют и суд не запросил у ответчиков документы, на основании которых был включён в стаж государственной службы период работы до устройства в казначейство, а именно 15 лет 9 месяцев и 25 дней.
По мнению Литвиновой В.С. в материалах дела имеется информация УФК по Алтайскому краю о том, что все документы, которые оформлялись для назначения ей пенсии за выслугу лет, ими были направлены в Федеральное Казначейство России для дальнейшего направления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а копии уничтожены.
Государственный орган своими действиями лишил Литвинову В.С. возможности каким-либо образом доказать правильность своего требования о приведении в соответствие Справки о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Литвинова В.С. не согласна с выводами суда о том, что стаж для установления надбавки за выслугу лет и стаж для назначения пенсии за выслугу лет, это два разных стажа. Считает, что в законодательстве имеется только понятие "стаж государственной гражданской службы", а дополнительно урегулированы периоды службы (работы), которые включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии или для выплаты надбавки за выслугу лет.
Ей до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N были засчитаны периоды работы в должности главного бухгалтера отдела администрации Егорьевского района по культуре в стаж государственной гражданской службы, однако в материалах личного дела не сохранилось документов, подтверждающих включение в стаж государственной гражданской службы периода работы до поступления на государственную службу, что не должно отрицательно сказываться на её праве на достойное пенсионное обеспечение.
Суды первой и второй инстанции переложили бремя доказывания на истца-пенсионера.
Литвинова В.С. указывает также, что в справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах, в разделе "Пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет" дата назначения пенсии "с 1 октября 2014 г." указана неверно, поскольку пенсия за выслугу лет назначена ей с 6 сентября 2011 г.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Социальный фонд России просит отказать Литвиновой В.С. в удовлетворении кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Литвинова В.С, представители ответчиков Социальный фонд России, ОСФР по Алтайскому краю, Федерального казначейства, УФК по Алтайскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Социального фонда России на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Литвинова В.С. с 13 августа 1979 г. по 10 ноября 1994 г. работала в Егорьевском отделе культуры главным бухгалтером, с 10 ноября 1994 г. принята на работу в порядке перевода на должность старшего казначея отделения Федерального казначейства по Егорьевскому району. 5 сентября 2011 г. Литвинова В.С. уволена с государственной гражданской службы по инициативе государственного гражданского служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
6 сентября 2011 г. Литвиновой В.С. установлена пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", о чём исполнительной дирекцией Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Литвиновой В.С. направлено уведомление от 2 марта 2012 г.
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки, а также по сведениям Социального фонда России периодов работы и иной трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, т.е. после 6 сентября 2011 г, у Литвиновой В.С. не имеется.
По информации ОСФР по Алтайскому краю в связи с отсутствием у Литвиновой В.С. 12 полных месяцев работы после назначения пенсии за выслугу лет, право на установление доли страховой пенсии по старости у неё отсутствует.
Согласно представленным Федеральным казначейством сведениям для назначения Литвиновой В.С. пенсии за выслугу лет, её среднемесячный заработок за период с 6 сентября 2010 г. по 5 сентября 2011 г. по замещавшей должности старшего специалиста 2 разряда составляет 14 448, 67 руб, должностной оклад - 3 308 руб. Стаж государственной гражданской службы - 16 лет 9 месяцев 25 дней.
По сведениям, представленным Социальным фондом России, сумма страховой пенсии по старости (с учётом суммы валоризации пенсионных прав - 2 381, 33 руб.) с установленной к ней фиксированной выплатой Литвиновой В.С. с 1 января 2023 г. составляет 22 080, 35 руб.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Литвиновой В.С. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, её установления, проведения проверок документов, необходимых для её установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за её выплатой, проведения проверок документов, необходимых для её выплаты, утверждённых приказом Минтруда России от 22 мая 2017 г..N 436н, Указов Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г..N 1532, от 3 сентября 1997 г..N 982, от 20 сентября 2010 г..N 1141, исходил из того, что при выходе на пенсию за выслугу лет Федеральное казначейство при определении продолжительности стажа государственной гражданской службы руководствовалось Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г..N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", действовавший на момент обращения Литвиновой В.С. за оформлением пенсии за выслугу лет порядок подсчёта и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет предусматривал возможность включения в стаж государственной службы иных периодов работы (службы) по представлению руководителя федерального государственного органа, которое оформлялось одновременно с увольнением государственного служащего, однако Литвинова В.С. с соответствующим заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) при обращении за пенсией за выслугу лет не обращалась, в
связи с чем основания для включения ей в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) в настоящее время не имеется.
Также, суд первой инстанции исходил из того, что размер доли страховой пенсии по старости при определении размера пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не учитывается, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на Социальный фонд России обязанности определить истцу пенсию за выслугу лет с учётом доли страховой пенсии по старости.
На основании представленных Федеральным казначейством сведений для назначения Литвиновой В.С. пенсии за выслугу лет, а также установленной Литвиновой В.С. ОСФР по Алтайскому краю с 1 января 2023 г. суммы страховой пенсии по старости (с учётом суммы валоризации пенсионных прав) с установленной к ней фиксированной выплатой, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что размер страховой пенсии по старости Литвиновой В.С. с установленной к ней фиксированной выплатой превышает сумму, определённую в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего, в связи с чем Литвиновой В.С. подлежит выплате только страховая пенсия по старости с установленной к ней фиксированной выплатой.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В силу статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 г, определён порядок назначения и выплаты Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по выслуге лет - 6 сентября 2011 г.) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учётом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней (пункт 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
На момент обращения Литвиновой В.С. за назначением пенсии по выслуге лет вопросы исчисления стажа государственной гражданской службы регулировались Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих".
В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (пункт 20).
В соответствии с пунктом 1 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570; здесь и далее положения Порядка приведены в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии по выслуге лет) включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Включение указанных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих лицам, уволенным из упраздненных (реорганизованных) федеральных государственных органов, функции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не были переданы другим федеральным государственным органам, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.
Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчёта и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке (при наличии) и в иных выданных в установленном порядке документах (пункт 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчёта и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2004 г. N 312 был утверждён Порядок подсчёта и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (далее - Порядок).
Согласно пункта 1 указанного Порядка в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих засчитываются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей.
В соответствии с пунктом 10 Порядка в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.
Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункта 9 Порядка подсчёта и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Литвинова В.С. при обращении за пенсией за выслугу лет не обращалась с соответствующим заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет федеральным казначейством был включён весь период службы Литвиновой В.С. в органах Федерального казначейства с 10 ноября 1994 г. по 5 сентября 2011 г, продолжительностью 16 лет 9 месяцев 25 дней.
Отклоняя доводы истца о том, что стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет составляет 31 год 9 месяцев, поскольку именно исходя из указанной продолжительности стажа истцу была установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 %, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, для что исчисления стажа государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и для назначения пенсии за выслугу лет предусмотрено различное правовое регулирование, предусматривающее разный порядок исчисления стажа государственной гражданской службы применительно к конкретным правоотношениям.
Так, в периоды прохождения истцом государственной гражданской службы в органах Федерального казначейства вопросы исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации в целях установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет регулировались положениями Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", Указа Президента от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации". Указанные акты касались вопросов исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации исключительно в целях установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и в целях определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого государственным гражданским служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, но не связаны с определением продолжительности стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет.
Доводы кассационной жалобы о том, что в законодательстве имеется только понятие "стаж государственной гражданской службы", а дополнительно урегулированы периоды службы (работы), которые включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии или для выплаты надбавки за выслугу лет, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку исходя из вышеизложенного основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих вопросы исчисления стажа государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и для назначения пенсии за выслугу лет.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды неверно руководствовались положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при разрешении требований о перерасчёте пенсии за выслугу лет в точном соответствии с положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по выслуге лет) федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьёй 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчётного пенсионного капитала, сформированного за счёт общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы её увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчётом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в действующей редакции федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право (вместо перерасчёта размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно), на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. Доля страховой пенсии по старости устанавливается к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим без истребования от них заявления со дня, следующего за днем, в котором истекают 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчёта размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчёта размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трёх рабочих дней со дня вынесения решения о назначении лицу доли страховой пенсии по старости извещает его о назначении ему доли страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведёнными нормативными положениями, установив, что после назначения пенсии за выслугу лет Литвинова В.С. не работала 12 полных месяцев, суды пришли к правильному выводу о том, у истца не возникло право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет.
Проверяя доводы истца о неверном определении размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались положениями статей 14, 21, 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, регулирующих порядок установления и индексации пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню её прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (пункт 1).
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2, 8 должностного оклада (0, 8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер среднемесячного заработка, в том числе сохранённого в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определённый с учётом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2, 8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 1 августа 2006 года по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации (пункт 2).
Из приведённых положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ следует, что размер пенсии за выслугу лет исчисляется как разница между общей суммой, определяемой в соответствии со статьями 14 и 21 указанного федерального закона с учётом стажа государственной гражданской службы и среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, и размером его страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой, без учёта сумм, предусмотренных пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения статей 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии за выслугу лет (6 сентября 2011 г.), также предусматривали исчисление размера пенсии из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню её прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не может превышать 2, 8 должностного оклада (0, 8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохранённого в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного закона в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии за выслугу лет, федеральным государственным гражданским служащим пенсия за выслугу лет назначалась при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивалась на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не могла превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определённого в соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии за выслугу лет (6 сентября 2011 г.), пенсии федеральных государственных гражданских служащих подлежали индексации при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учётом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Установив на основании представленных доказательств, что сумма пенсии за выслугу лет определена Литвиновой В.С. правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, размер страховой пенсии по старости с установленной к ней фиксированной выплаты превышает определённую в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы, суды обоснованно пришли к выводу о том, что истцу к выплате подлежит только страховая пенсия по старости с установленной к ней фиксированной выплатой.
Установив, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица содержат полные сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже Литвиновой В.С, данные сведения соответствуют данным, содержащимся в трудовой книжке истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно не усмотрел оснований для возложения на Социальный фонд России и ОСФР по Алтайскому краю обязанности привести сведения лицевого счёта в соответствии с трудовой книжкой.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Выводы судов в обжалуемых судебных постановлениях обоснованы, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе, принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 31 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литвиновой Валентины Степановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.