Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3209/2023 (УИД 38RS0034-01-2022-002322-80) по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области к Горбатову Игорю Андреевичу о взыскании затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 4 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Иркутской области, истец) обратилось в суд с иском к Горбатову Игорю Андреевичу (далее по тексту - Горбатов И.А, ответчик) о взыскании затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство.
Требования мотивированы тем, что 14 июня 2018 г. гражданин Республики Узбекистан Горбатов И.А. обратился в консульский отдел посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан с заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и получении на территории Российской Федерации свидетельства участника государственной программы.
Решением начальника ГУ МВД России по Иркутской области от 5 июня 2018 г. N Горбатову И.А. с учетом членов его семьи ФИО9 (жена), ФИО10 (мать жены), ФИО5 (сын), ФИО6 (дочь) выдано свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, серии СС N сроком действия с 14 июня 2018 г. по 14 июня 2021 г.
31 августа 2018 г. Горбатов И.А. поставлен на учет как участник государственной программы отделением N 4 ОВМ МУ МВД России "Иркутское".
На основании личного заявления Горбатова И.А. от 4 апреля 2019 г. принято решение от 18 апреля 2019 г. N о выплате ответчику и членам его семьи пособия на обустройство в размере 430000 рублей, которые 30 апреля 2019 г. перечислены на указанный в заявлении счет Горбатова И.А.
На основании личного заявления Горбатова И.А. от 27 мая 2019 г. принято решение от 7 июня 2019 г. N о выплате ответчику и членам его семьи компенсации расходов на оплату проезда к будущему месту проживания в размере 85191, 93 рублей, которые 17 июня 2019 г. перечислены на счет Горбатова И.А.
На основании личного заявления Горбатова И.А. от 25 ноября 2019 г. принято решение от 9 декабря 2019 г. N о выплате ответчику и членам его семьи компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, в размере 16200 рублей, которые 19 декабря 2019 г. перечислены на счет Горбатова И.А.
16 сентября 2020 г. и 19 октября 2020 г. Горбатов И.А. обратился с заявлением о выплате ему и членам его семьи пособия на обустройство, по результатам рассмотрения которых приняты решения от 24 сентября 2020 г. N и от 2 ноября 2020 г. N о выплате пособия на обустройство участнику государственной программы и членам его семьи в размере 240000 рублей и 50000 рублей соответственно. Указанные денежные средства перечислены на счет ответчика 29 сентября 2020 г. и 9 ноября 2020 г. соответственно.
Общая сумма полученных Горбатовым И.А. как участником государственной программы денежных средств составила 821391, 93 рублей.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что члены семьи ответчика ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО10 с 14 июля 2021 г. по 14 июля 2023 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", то есть выехали из субъекта Российской Федерации, определенного в свидетельстве участника государственной программы для проживания, ранее установленного трехлетнего срока.
В связи с нарушением условий государственной программы 20 декабря 2021 г. Горбатову И.А. направлено письмо о возмещении затрат, связанных с выплатой единовременного пособия на обустройство, которое оставлено без ответа.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с Горбатова И.А. затраты, понесенные в связи с выплатой ему единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус, в размере 821391, 93 рублей.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 13 июля 2023 г. заочное решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 августа 2022 г. отменено.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 4 сентября 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г. решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 4 сентября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГУ МВД России по Иркутской области просит отменить решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 4 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, на основании решения ГУ МВД России по Иркутской области от 5 июня 2018 г. N Представительством МВД России в Республике Узбекистан Горбатову И.А. выдано свидетельство СС- N участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с включением членов семьи ФИО9 (жена), ФИО10 (мать жены), ФИО5 (сын), ФИО6 (дочь). Срок действия свидетельства до 14 июня 2021 г.
31 августа 2018 г. Горбатов И.А. поставлен на учет в качестве участника Государственной программы в Отделении N 4 отдела по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, где в дальнейшем 8 октября 2019 г. оформлен паспорт гражданина Российской Федерации.
4 апреля 2019 г. Горбатов И.А. обратился с заявлением о выплате ему и членам семьи пособия на обустройство в размере 430000 рублей, которое перечислено ему платежным поручением от 30 апреля 2019 г. N на основании решения комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности ГУ МВД России по Иркутской области от 18 апреля 2019 г. N.
27 мая 2019 г. Горбатов И.А. подал заявление о выплате ему и членам его семьи компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, которое решением Комиссии от 7 июня 2019 г. N рассмотрено и удовлетворено, платежным поручением от 17 июня 2019 г. N денежные средства в размере 85191, 93 рубль перечислены Горбатову И.А. на указанный в заявлении счет.
На основании личного заявления Горбатова И.А. от 25 ноября 2019 г. Комиссией принято решение от 9 декабря 2019 г. N о выплате участнику Государственной программы и членам его семьи компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, в размере 16200 рублей, которые 19 декабря 2019 г. перечислены на счет Горбатова И.А.
16 сентября 2020 г. и 19 октября 2020 г. Горбатов И.А. обратился с заявлениями о выплате ему и членам его семьи пособия на обустройство, по результатам рассмотрения которых Комиссией приняты решения от 24 сентября 2020 г. N и от 2 ноября 2020 г. N о выплате пособия в размере 240000 рублей и 50000 рублей соответственно. Указанные денежные средства перечислены на счет ответчика платежными поручениями от 29 сентября 2020 г. N и от 9 ноября 2020 г. N.
Общая сумма полученных Горбатовым И.А. денежных средств составила 821391, 93 рублей.
Также установлено, что 7 октября 2020 г. брак между Горбатовым И.А. и ФИО9 прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка N 23 Ленинского района г. Иркутска от 26 августа 2020 г, о чем составлена запись акта о расторжении брака.
Горбатов И.А. и члены его семьи после переезда были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", после чего ответчик Горбатов И.А. зарегистрирован по месту пребывания с 22 июня 2022 г. по 16 декабря 2022 г, с 14 декабря 2022 г. по 12 декабря 2023 г. по адресу: "адрес", тогда как ФИО10, ФИО9, ФИО5, ФИО6 состояли на регистрационном учете по месту пребывания с 14 июля 2021 г. по 14 июля 2023 г. по адресу: "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку выезд членов семьи Горбатова И.А. в другой регион был обусловлен расторжением брачных отношений, период проживания семьи участника Государственной программы в Иркутской области составил более половины трехлетнего срока, сам ответчик остался проживать в выбранном для постоянного места жительства регионе.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее по тексту - Государственная программа).
Из раздела III Государственной программы следует, что ее целями является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.
Согласно разделу V Государственной программы решение о переселении принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Государственной программы решение соотечественника о переселении в рамках Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию оформляется путем подачи им заявления об участии в Государственной программе. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 270 (далее по тексту - Правила).
В силу пункта 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.
В случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи - статус членов семьи участника Государственной программы (пункт 28 Государственной программы).
В соответствии с пунктом 29 Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N 109) аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 20 Государственной программы, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 18.1 Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N 109) в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.
Вопреки доводов кассационной жалобы предоставление в рамках Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г..N 637 мер по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, представляет собой меру социальной поддержки, направлено на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения, в связи с чем при разрешении спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с ответчика как получателя денежных средств в размере предоставленных выплат ввиду выезда членом семьи участника Государственной программы на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации ранее через три года со дня постановки на учет в качестве участника программы следует исходить из целей и задач государственной политики, направленных на оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено, в связи с чем подлежат учету обстоятельства, связанные с совершением получателем мер социальной поддержки действий, связанных с порядком предоставления и использования мер, направленных на переселение в рамках Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, тогда как по настоящему делу следует, что цели Государственной программы были достигнуты, денежные средства реализованы
участником программы с учетом целей программы, расторжение брака ответчиком с супругой в 2020 г..не свидетельствует о выезде супруги и других членом семьи из "адрес" в 2020 г, фактически супруга и другие членом семьи ответчика зарегистрированы в "адрес" с 14 июля 2021 г..- за один месяц до истечения трехлетнего срока со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы, а сам ответчик остался проживать и состоит на регистрационном учете по прежнему месту пребывания в "адрес", при этом судами дана верная оценка обстоятельствам выезда членов семьи Горбатова И.А. в другой регион за один месяц до истечения трехлетнего срока, которые обусловлены именно расторжением брачных отношений.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии должной оценки судами первой и апелляционной инстанций представленному в материалы дела объяснению от 6 декабря 2021 г. ФИО7, который является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", где были зарегистрированы и проживали участник Государственной программы и члены его семьи, поскольку в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает, вместе с тем материалы дела не содержат сведений о выезде на постоянное место жительства ответчика из Иркутской области и фактическом выезде членом семьи ответчика ранее регистрации в "адрес" с 14 июля 2021 г. - за один месяц до истечения трехлетнего срока со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию заявителя кассационной жалобы, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как им судами дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией заявителя кассационной жалобы, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 4 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.