Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4544/2023 (УИД 54RS0010-01-2023-003768-25) по иску Зорькина Андрея Ивановича к Управлению Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании преимущественного права на получение выплаты, восстановление в очереди на преимущественное предоставление социальной выплаты, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Зорькина Андрея Ивановича, Зорькиной Марии Леонидовны, Зорькина Савелия Андреевича на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения участвующих в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи представителя истца и третьих лиц Сергеевой О.И, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, представителя ответчика Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации Герба В.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зорькин Андрей Иванович (далее по тексту - Зорькин А.И, истец) обратился в суд с иском к Управлению Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту также - ответчик) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании преимущественного права на получение выплаты, восстановление в очереди на преимущественное предоставление социальной выплаты, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что Зорькин А.И. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в период с 1995 г. по 2016 г, в войсках национальной гвардии Российской Федерации в период с 1 октября 2016 г. по 13 июня 2019 г.
Приказом от 13 июня 2019 г. N истец уволен со службы в отставку по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Зорькин А.И, совместно с членами его семьи, а именно супругой и тремя сыновьями проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", иных жилых помещений не имеют.
В период прохождения службы, 30 мая 2013 г. Зорькин А.И. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
11 января 2023 г. Департаментом строительства Росгвардии утвержден план распределения бюджетных ассигнований на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации, членами их семей и иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, где Зорькин А.И. числился под номером четырнадцать.
2 февраля 2023 г. Центральная жилищная комиссия Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, рассмотрев учетное дело истца, приняла решение о внесении изменений в него и в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты в части, касающейся исключения сына истца - Зорькина С.В, ДД.ММ.ГГГГ, из состава семьи Зорькина А.И.
В данном решении также указано на необходимость считать состав семьи Зорькина А.И. в числе четырех человек и признание истца утратившим право на преимущественное предоставление единовременной социальной выплаты.
В свою очередь Зорькин А.И. указал, что не согласен с решением жилищной комиссии, поскольку его сын Зорькин С.А, ДД.ММ.ГГГГ, является членом его семьи, поэтому определение обеспеченности квадратными метрами жилой площади должно исходить из состава семьи истца в количестве пяти человек.
С учетом изложенного, Зорькин А.И. просил суд признать решение Центральной жилищной комиссии Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N незаконным и необоснованным, признать за истцом и членами его семьи супругой Зорькиной М.Л, сыновьями ФИО10, ФИО11, Зорькиным С.А. преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятым на учет в 2013 г, восстановить истца в составе семьи 5 человек в очереди на преимущественное предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за истцом и членами его семьи право на социальную выплату из расчета, произведенного с учетом пяти человек - 47, 6 м2, взыскать с Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, истец Зорькин А.И. и третьи лица Зорькина М.Л, Зорькин С.А. просят отменить решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 февраля 2024 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации представлены письменные возражения.
Представитель истца Зорькина А.И. и третьих лиц Зорькиной М.Л, Зорькина С.А. - Сергеева О.И, действующая на основании представленных доверенностей, участвующая в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации Герб В.А, действующий на основании доверенности от 15 декабря 2023 г, участвующий в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, возражал против доводов и требований кассационной жалобы, просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в период с 1995 г. по 2019 г. Зорькин А.И. проходил службу в органах внутренних дел и в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
12 марта 2013 г. в период прохождения службы в органах внутренних дел Зорькин А.И. обратился в ФГКУ УВО ГУ МВД России по Новосибирской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно приложенным к указанному заявлению акту обследования жилищных условий заявителя от 5 марта 2013 г. и выписке из домовой книги от 25 февраля 2013 г, по состоянию на дату его подачи Зорькин А.И, совместно с его супругой Зорькиной М.Л, а также сыновьями Зорькиным С.А, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, проживал в принадлежащей Зорькину А.И. на праве собственности квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"
20 мая 2013 г. жилищно-бытовой комиссией ФГКУ УВО ГУ МВД России по Новосибирской области рассмотрено вышеуказанное заявление и принято решение, которым Зорькин А.И. в составе семьи, состоящей из пяти человек: он (Зорькин А.И.), супруга Зорькина М.Л, сын Зорькин С.А, ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты.
23 марта 2017 г. решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ "УВО ВНГ России по Новосибирской области" в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Зорькин А.И. принят на учет очередников ФГКУ "УВО ВНГ России по Новосибирской области" на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи, состоящей из пяти человек: он (Зорькин А.И.), супруга Зорькина М.Л, сын Зорькин С.А, сын ФИО10, сын ФИО11, с учетом даты принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты по прежнему месту службы в ФГКУ УВО ГУ МВД России по Новосибирской области.
20 октября 2017 г. решением жилищной комиссии ФКУ "СибЦМТО Росгвардии" в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Зорькин А.И. принят на учет очередников ФГКУ "УВО ВНГ России по Новосибирской области" на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи, состоящим из пяти человек: он (Зорькин А.И.), супруга Зорькина М.Л, сын Зорькин С.А, сын ФИО10, сын ФИО11, с учетом даты принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты по прежнему месту службы в ФГКУ "УВО ВНГ России по Новосибирской области".
26 ноября 2018 г. решением центральной жилищной комиссии Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Зорькин А.И. принят на учет сотрудников Управления округом на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи, состоящим из пяти человек: он (Зорькин А.И.), супруга Зорькина М.Л, сын Зорькин С.А, сын ФИО10, сын ФИО11, с учетом даты принятия на учет нуждающихся в единовременной социальной выплате в ФГКУ УВО ГУ МВД РФ по Новосибирской области.
В решении также отражено, что для обеспечения Зорькина А.И. и членов его семьи требуется социальная выплата из расчета: 5 человек = 90 кв.м. - "данные изъяты" (имеющихся в собственности) = 34 кв.м.
13 июня 2019 г. приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации N 13 июня 2019 г. Зорькин А.И. уволен со службы в отставку на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Стаж службы Зорькина А.И. по состоянию на дату увольнения составлял 23 года.
2 февраля 2023 г. Центральной жилищной комиссией Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации по результатам рассмотрения учетного дела Зорькина А.И. вынесено решение, которым в него и в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внесены изменения в части, касающейся исключения Зорькина С.А, ДД.ММ.ГГГГ, из состава семьи подполковника полиции в отставке Зорькина А.И.
Данным решением установлено считать состав семьи Зорькина А.И. исходя из четырех членов: его (Зорькина А.И.); супруги Зорькиной М.А.; сыновей ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.
В решении также указано считать Зорькина А.И. утратившим право на преимущественное предоставление единовременной социальной выплаты.
Решением установлено, что для обеспечения Зорькина А.И. и членов его семьи требуется социальная выплата из расчета: 4 человека = 72 кв.м. - "данные изъяты" (имеющееся в собственности жилое помещение) = 16 кв.м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о законности и обоснованности решения Центральной жилищной комиссии Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. об исключении Зорькина С.А. из состава семьи Зорькина А.И. для целей получение единовременной социальной выплаты и признании истца утратившим преимущественное право на получение такой выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, также указав, что на момент вынесения обжалуемого решения об изменении состава семьи Зорькина А.И. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и об утрате преимущественного права на предоставление такой выплаты, сын Зорькина А.И. - Зорькин С.А. по смыслу положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не мог быть признан членом семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, или лицом, находящимися (находившимися) на его иждивении, поскольку достиг совершеннолетнего возраста и трудоустроен в органах внутренних дел, сами по себе обстоятельства проживания Зорькина С.А, достигшего 24-х летнего возраста, являющегося дееспособным, трудоспособным и имеющим постоянный заработок, совместно с Зорькиным А.И, по смыслу положений Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут служить основанием для признания Зорькина С.А. членом семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, или лицом, находящимися (находившимися) на иждивении такого гражданина.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей распространяются в том числе положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, на которых распространяется действие названного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона, считаются, в частности: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 указанной нормы.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила от 30 декабря 2011 г. N 1223).
В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на день вынесения ответчиком оспариваемого решения - 2 февраля 2023 г.) сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Аналогичная норма о преимущественном праве на предоставление единовременной социальной выплаты содержится в абзаце втором пункта 31 Правил от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантии сотрудникам органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем, предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ распространяются в равной мере на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и включают, в частности, такую социальную гарантию, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований при условии установления его нуждаемости в жилом помещении и с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Для сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними, законодателем в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрена дополнительная льгота в виде первоочередного предоставления единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Такое правовое регулирование свидетельствует об особой государственной поддержке данной категории граждан, призванной создать благоприятные условия для воспитания детей в многодетных семьях.
Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, не лишаются преимущественного права на предоставление им единовременной социальной выплаты при достижении их детьми, проживающими совместно с ними, совершеннолетнего возраста при условии наличия нуждаемости названных сотрудников и граждан в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, иное истолкование законоположений части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ искажало бы буквальный смысл данной нормы, направленной в рамках государственной социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, на поддержку семей, имеющих трех и более детей, и лишало бы многодетные семьи возможности улучшения жилищных условий при достижении детьми совершеннолетнего возраста, что противоречит задачам социального государства об обеспечении достойной жизни этих семей, а также нарушало бы цель, из которой исходил законодатель, дополняя Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ статью 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ частью 10 о преимущественном праве на предоставление единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем по смыслу положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в их взаимосвязи при определении размера единовременной социальной выплаты не учитываются в качестве членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, дети, не отвечающие условиям, предусмотренным в пункте 3 части 2 статьи 1 названного Федерального закона.
Нормативные положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ о преимущественном праве сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними, на предоставление единовременной социальной выплаты судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела истолкованы неправильно, вследствие этого действительные отношения сторон не определены, обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены.
Признавая правомерным решение Центральной жилищной комиссии Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. об утрате Зорькиным А.И... преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты в связи с достижением его сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, возраста "данные изъяты", суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что часть 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, предусматривающая дополнительную льготу в виде преимущественного права на предоставление единовременной социальной выплаты, является специальной нормой и не содержит ограничений в отношении возраста детей сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними, для реализации ими права на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, при этом часть 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в качестве необходимого условия для предоставления названной льготы называет совместное проживание детей с родителем.
С учетом изложенного следует признать не основанными на законе выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Зорькина А.И. к Управлению Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. в части признания утраченным им преимущественного права на получение единовременной социальной выплаты ввиду достижения его сыном Зорькиным С.А. полных "данные изъяты" и о восстановлении названного права.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 февраля 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.