Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2608/2023 (УИД 38RS0024-01-2023-003436-97) по исковому заявлению областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" к Тарановой Ксении Владимировне о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" на решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" (далее по тексту - ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", Учреждение, истец) обратилось в Усольский городской суд Иркутской области с иском к Тарановой Ксении Владимировне (далее по тексту - Таранова К.В, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 73 566 рублей.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 марта 2024 г, в удовлетворении исковых требований ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" к Тарановой К.В. о взыскании неосновательного обогащения отказано.
ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 марта 2024 г. отменить.
В обоснование кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Тарановой К.В. не была соблюдена программа социальной адаптации к социальному контракту от 3 июня 2021 г. N, не выполнены обязательства по заключению срочного или бессрочного трудового договора с заработной платой не ниже минимального размера оплаты труда с июня 2021 г. по февраль 2022 г, не предоставлены подтверждающие данные о трудоустройстве. Сумма неосновательного обогащения составила 91 566 рублей, самостоятельно Тарановой К.В. возвращена сумма в размере 18 000 рублей, тем самым ответчик признала, что не выполнила программу социальной адаптации к социальному контракту. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
30 июля 2024 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", в котором указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 29 марта 2024 г. N 167-рп "О реорганизации областных государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области" областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усолье-Сибирское и Усольского района" и ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" реорганизованы в форме слияния в областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что распоряжением Правительства Иркутской области от 29 марта 2024 г. N167-рп "О реорганизации областных государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области" областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усолье-Сибирское и Усольского района" и ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" реорганизованы в форме слияния в областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произвести замену ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" на его правопреемника - областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району".
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 мая 2021 г. Таранова К.В. обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" с заявлением об оказании государственной социальной помощи.
По результатам рассмотрения заявления ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" было предложено Тарановой К.В. заключить контракт на поиск работы.
3 июня 2021 г..ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" (учреждение) и Тарановой К.В. (получатель) был заключен социальный контракт N, в соответствии с которым предметом социального контракта является оказание получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (пункт 1.1); государственная социальная помощь на основании настоящего социального контракта предоставляется на мероприятие: поиск работы (пункт 1.2); государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в виде выплаты социального пособия (единовременного и ежемесячного) (пункт 1.3 контракта); государственная социальная помощь предоставляется единовременно в первый месяц срока действия настоящего социального контракта (июнь 2021 г..) в размере 13 012 рублей и далее со второго месяца срока действия настоящего социального контракта ежемесячно в размерах: июль 2021 г..- 26 506 рублей, август 2021 г..- 6 506 рублей, сентябрь 2021 г..- 6 506 рублей, октябрь 2021 г..- 13 012 рублей, ноябрь 2021 г..- 13 012 рублей, декабрь 2021 г..- 13 012 рублей (пункт 1.4); получатель, в том числе обязан: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; встать на учет в ЦЗН в качестве безработного или ищущего работу; зарегистрироваться на портале "Работа в России"; осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора в период действия социального контракта; пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование; взаимодействовать со специалистом учреждения, осуществляющим сопровождение настоящего социального контракта, ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет по форме согласно приложению 2 к настоящему социального контракту, о ходе исполнения программы с приложением документов, подтверждающих
исполнение мероприятий; ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации; уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; возвращать суммы выплаченных социальных пособий на основании социального контракта в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пункт 3.2); настоящий социальный контракт вступает в силу с момента его подписания с 1 июня 2021 г..и действует по 28 февраля 2022 г..(пункт 5.1).
11 мая 2021 г. Таранова К.В. обратилась в центр занятости в целях поиска подходящей работы.
Таранова К.В. в период с 12 июля 2021 г. по 11 октября 2021 г. прошла на основании договора об оказании платных образовательных услуг от 12 июля 2021 г. N обучение в Учебно-методическом центре по программе профессионального обучения "Младший воспитатель", успешно освоила программу, прошла итоговую аттестацию и получила соответствующее свидетельство.
Для собеседования с работодателями получила направления, работодателями МБДОУ "Детский сад N 44", МБДОУ "Детский сад N 37" кандидатура Тарановой К.В. отклонена в связи с отсутствием на момент обращения вакансий.
5 октября 2021 г. Таранова К.В. заключила трудовой договор с ИП Ивановой А.В. по профессии кухонный работник с 6 октября 2021 г. бессрочно, должностной оклад составил 13 000 рублей, в связи с чем была снята с регистрационного учета в центре занятости.
На основании заключенного социального контракта учреждением приняты решения: от 3 июня 2021 г. N об оказании Тарановой К.В. социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в размере 13 012 рублей на срок с 1 июня 2021 г. по 28 февраля 2022 г.; от 2 июля 2021 г. N об оказании Тарановой К.В. социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы и прохождение курса обучения в размере 20 000 рублей на срок с 1 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г.; от 2 июля 2021 г. N об оказании Тарановой К.В. социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в размере 6 506 рублей на срок с 1 июля 2021 г. по 30 сентября 2021 г.; от 6 октября 2021 г. N об оказании Тарановой К.В. социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в размере 13 012 рублей на срок с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
29 июля 2022 г. ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" приняты решения N о прекращении выплат государственной социальной помощи Тарановой К.В. по причине невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Как следует из уведомления от 26 июля 2022 г, направленного Тарановой К.В, основанием для принятия решения о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке послужило выявление факта отсутствия официального трудоустройства.
Согласно справкам учреждения от 2 августа 2022 г. Тарановой К.В. выплачены суммы мер социальной поддержки: за период с 1 июня 2021 г. по 30 июня 2021 г. в размере 13 012 рублей, за период с 1 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г. в размере 20 000 рублей, за период с 1 июля 2021 г. по 30 сентября 2021 г. в размере 19 518 рублей, за период с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 39 036 рублей.
7 июля 2022 г. между Тарановой К.В. и ООО Сервисная компания "СибЭкоСервис" заключен трудовой договор по профессии уборщик производственных и служебных помещений на территории ТЭЦ-11.
Трудовую деятельность Таранова К.В. осуществляет и в настоящее время.
ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" указав, что согласно программе социальной адаптации приложение 1 к социальному контракту, не выполнены обязательства по заключению срочного или бессрочного трудового договора с заработной платой не ниже минимального размера оплаты труда, с июня 2021 г. по февраль 2022 г. Тарановой К.В. были предоставлены недостоверные данные о трудоустройстве, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", суд первой инстанции исходил из того, что Тарановой К.В. в полной мере исполнялись условия социального контракта, Таранова К.В. в период с 12 июля 2021 г. по 11 октября 2021 г. прошла обучение в Учебно-методическом центре по программе профессионального обучения "Младший воспитатель" с присвоением ей квалификации "младший воспитатель 3-го класса", обратилась в Центр занятости населения в целях поиска подходящей работы, где ей были выданы направления в МБДОУ "Детский сад N 44", МБДОУ "Детский сад N 37", МБОУ "СОШ N 15", ООО "Сантехсервис" для трудоустройства, кандидатура Тарановой К.В. была отклонена в связи с отсутствием на момент обращения вакансий, в связи с трудоустройством к ИП Ивановой А.В. Таранова К.В. снята с регистрационного учета в центре занятости 7 октября 2021 г, в настоящее время также осуществляет трудовую деятельность, то есть денежные средства, полученные на основании социального контракта, использованы Тарановой К.В. по целевому назначению.
Судом первой инстанции также установлено, что из представленных доказательств не усматривается факта недобросовестного поведения Тарановой К.В. при получении меры государственной социальной помощи, полученные Тарановой К.В. по социальному контракту денежные средства не являются неосновательным обогащением, подлежащим возмещению.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что они основаны на правильно установленных обстоятельствах и верном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
В статье 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (пункт 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также отдельные вопросы, связанные с установлением региональной социальной доплаты к пенсии, в Иркутской области регулируются Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент заключения социального контракта).
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" в соответствии с настоящим Законом оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее соответственно - государственная социальная помощь, получатели государственной социальной помощи) осуществляется в следующих видах: 1) предоставление денежных выплат (социальных пособий и других выплат); 2) предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).
Пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" установлено, что размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации и составляет на поиск работы: а) получателю государственной социальной помощи, зарегистрированному в государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта его трудоустройства - ежемесячно в размере величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в целом по области на год, предшествующий году заключения социального контракта; б) получателю государственной социальной помощи, зарегистрированному в государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, в период прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (далее - обучение) - ежемесячно, сроком не более трех месяцев, в размере половины величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в целом по области на год, предшествующий году заключения социального контракта; единовременно в размере стоимости курса обучения, но не более тридцати тысяч рублей;
Статьей 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г..N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" было предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1); при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта уполномоченный орган, учреждение взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Иркутской области (часть 2); социальный контракт подписывается получателем государственной социальной помощи и руководителем учреждения либо лицом, уполномоченным руководителем учреждения на подписание социального контракта в соответствии с законодательством. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная учреждением совместно с получателем государственной социальной помощи. В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения.
Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (часть 3); социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа. В случае если по истечении срока действия социального контракта получатель государственной социальной помощи продолжает находиться в трудной жизненной ситуации по не зависящим от него причинам, указанный срок продлевается по соглашению получателя государственной социальной помощи и учреждения, но не более чем на три месяца (часть 4); оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пункт 1 части 5); учреждение в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3, 5 части 5 настоящей статьи, принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и направляет получателю государственной социальной помощи уведомление о расторжении социального контракта (часть 6); в случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом (часть 6(1)).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4", содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям (абзац седьмой пункта 3 постановления).
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на социальное обеспечение, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена соответствующая социальная выплата. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с гражданина, которому назначена мера социальной поддержки не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе социального обеспечения, принявшем решение об их возврате (удержании).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что все мероприятия по социальной адаптации за период июнь 2021 г. - февраль 2022 г. выполнены Тарановой К.В. в полном объеме, соответствующие отметки внесены в программу социальной адаптации, являющейся приложением 1 к социальному контракту от 3 июня 2021 г. N, специалистом, осуществляющим сопровождение контракта, Таранова К.В. прошла обучение, принимала меры к трудоустройству, была трудоустроена, ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" не доказан факт недобросовестного поведения Тарановой К.В. по использованию предоставленных ей в качестве социального пособия денежных средств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту с Тарановой К.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Вопреки доводам кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" доказательств нарушения Тарановой К.В. условий социального контракта в материалах дела не имеется, доказательств недобросовестности действий Тарановой К.В, приведших к получению социального пособия, ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" не представлено.
Доводы кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 44, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" на его правопреемника - областное государственное бюджетное учреждение "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району".
Решение Усольского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.