Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4670/2023 (УИД 75RS0001-02-2023-002441-28) по иску Лоншакова Глеба Валерьевича в лице законного представителя Ядонист Людмилы Владимировны к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, понуждении к действиям, по кассационной жалобе законного представителя ФИО9 - Ядонист Людмилы Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Л. в лице законного представителя Ядонист Людмилы Владимировны (далее - Ядонист Л.В.) обратился в суд с иском к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю, ответчик) о признании действий незаконными, понуждении к действиям.
В обоснование своих требований указывал на то, что отец истца - Лоншаков Валерий Юрьевич (далее - Лоншаков В.Ю.) проходил военную службу по контракту в Пограничном управлении ФСБ России по Забайкальскому краю.
20 января 2021 г. Лоншаковым В.Ю. в адрес жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю подано заявление, в котором он просил признать нуждающимися в жилом помещении его и членов его семьи: "данные изъяты" проживающих по адресу: "адрес" на основании фактического предоставления жилой площади родственников.
Жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю 18 марта 2021 г. признала Лоншакова В.Ю. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и подлежащими принятию на учет в качестве нуждающихся с 17 февраля 2021 г.
20 декабря 2022 г. жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю провела обследование жилищных условий и состава семьи Лоншакова В.Ю. В ходе проверки подтвердился факт отсутствия совместного проживания Лоншакова В.Ю. с членами семьи.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 23 декабря 2022 г. Лоншакову В.Ю. предоставлена жилищная субсидия из расчета на одного человека в размере 6538042, 5 руб.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 12 января 2023 г. N1 Лоншаков В.Ю. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с обеспечением в виде предоставлении субсидии с составом семьи один человек.
Л. в лице законного представителя Ядонист Л.В. находит решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 15 декабря 2022 г. незаконным, поскольку на момент заседания жилищной комиссии брак между Ядонист Л.В. и Лоншаковым В.Ю. не был прекращен. В декабре 2022 года Лоншаков В.Ю, указав недостоверные сведения, незаконно исключил "данные изъяты" Л. из состава семьи. Субсидия была выдана Лоншакову В.Ю. из расчета на одного человека.
Л. в лице законного представителя Ядонист Л.В. просил суд признать незаконным исключение ответчиком "данные изъяты" Л. из числа получателей субсидии для приобретения жилья; обязать ответчика выделить субсидию с учетом семьи, состоящей их двух человек, включив в состав семьи "данные изъяты" Л.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 31 августа 2023 г. отказано в удовлетворении иска Ядонист Л.В. к жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 января 2024 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 31 августа 2023 г. отменено. В удовлетворении иска Лоншакова Г.В. в лице законного представителя Ядонист Л.В. отказано.
В кассационной жалобе законный представитель Л. - Ядонист Л.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Л, его законный представитель Ядонист Л.В, представитель ответчика Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю, третье лицо Лоншаков В.Ю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лоншаков В.Ю. является отцом Л.
Лоншаков В.Ю. проходил военную службу по контракту в Пограничном управлении ФСБ России по Забайкальскому краю.
20 января 2021 г. Лоншаковым В.Ю. в адрес жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю подано заявление, в котором он просил признать нуждающимися в жилом помещении его и членов его семьи: "данные изъяты" проживающих по адресу: "адрес", на основании фактического предоставления жилой площади родственников.
Жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю 18 марта 2021 г. признала Лоншакова В.Ю. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и подлежащими принятию на учет в качестве нуждающихся с 17 февраля 2021 г.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 23 августа 2022 г. Лоншаков В.Ю. и члены его семьи включены в списки на внеочередное обеспечение жилым помещением с 17 февраля 2021 г.
В заявлении, принятом жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю 14 декабря 2022 г, Лоншаков В.Ю, проживающий по адресу: "адрес" просил снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении "данные изъяты" поскольку не проживает с ними.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 15 декабря 2022 г. (оформленного протоколом N34) "данные изъяты" сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, Лоншаков В.Ю. учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении (в форме субсидии для приобретения или строительства жилого помещения) с 17 февраля 2021 г.
20 декабря 2022 г. жилищная комиссия Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю провела обследование жилищных условий и состава семьи Лоншакова В.Ю.
В ходе проверки подтвердился факт отсутствия совместного проживания Лоншакова В.Ю. с членами семьи: "данные изъяты" по адресам: "адрес"
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 23 декабря 2022 г. Лоншакову В.Ю. предоставлена жилищная субсидия из расчета на одного человека в размере 6538042, 5 руб.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от 12 января 2023 г. N1 Лоншаков В.Ю. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с обеспечением в виде предоставлении субсидии с составом семьи один человек.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в статьях 31, 51, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установив, что несовершеннолетний Л. в декабре 2022 г. не проживал совместно с отцом Лоншаковым В.Ю, не являлся членом его семьи, пришел к выводу о законности решения ответчика о снятии с учета Л. как члена семьи нуждающегося в жилом помещении Лоншакова В.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, предусматривают, что жилыми помещениями за счет средств ведомства обеспечиваются военнослужащие либо граждане, уволенные с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (пункт 1).
Согласно пункту 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у военнослужащего жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В абзаце шестом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, необходимым условием для признания лица членом семьи собственника жилого помещения является установление фактов его вселения собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена его семьи, а также совместное проживание вселенного лица с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в декабре 2022 г. Лоншаков Г.В. по месту жительства с отцом Лоншаковым В.Ю. не проживал, общего хозяйства с собственником жилого помещения не вел, фактически членом семьи собственника жилого помещения (отца) не являлся, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку для получения социальных гарантий родственники военнослужащего признаются членами его семьи при условии совместного проживания с ним.
Доводы кассационной жалобы о нарушении порядка уведомления Лоншакова Г.В. о принятии решения о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении как члена семьи отца, не влияют на правильность выводов суда апелляционной инстанции, и не могут свидетельствовать о незаконности принятого ответчиком решения, поскольку факт не проживания сына с отцом был установлен ответчиком достоверно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 1 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу законного представителя Лоншакова Глеба Валерьевича - Ядонист Людмилы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Пальцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.