Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-186/2023 (УИД 22RS0035-01-2023-000186-61) по исковому заявлению Сасиной Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Сасиной Татьяны Анатольевны на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 21 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сасина Татьяна Анатольевна (далее по тексту - Сасина Т.А, истец) обратилась в районный суд Немецкого национального района Алтайского края с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОСФР по Алтайскому краю, пенсионный орган) о признании незаконным решения от 20 февраля 2023 г. N, об обязании засчитать в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 1 февраля 1993 г. по 8 августа 1997 г. в средней школе имени Н.К. Крупской Талдыкорганской области в должности учителя математики, с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. в должности социального педагога с совмещением должностей учителя ИЗО и истории в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа", о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 21 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г, исковые требования Сасиной Т.А. удовлетворены частично. На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить Сасиной Т.А. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 февраля 1993 г. по 8 августа 1997 г. в средней школе имени Н.К. Крупской Талдыкорганской области в должности учителя математики. Решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа N 2 от 20 февраля 2023 г. N в указанной части признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ОСФР по Алтайскому краю в пользу Сасиной Т.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сасина Т.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 21 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Сасина Т.А. указала на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Не согласна с судебными постановлениями в части отказа о возложении обязанности на пенсионный орган засчитать в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. в должности социального педагога с совмещением должностей учителя ИЗО, обществознания, ОБЖ и истории в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа". В период с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. она осуществляла работу в должности социального педагога с совмещением должностей учителя ИЗО, обществознания, ОБЖ, истории с учебной нагрузкой не менее 8 часов в неделю, что выписками из приказов о распределении нагрузки, которым судами не было дано оценки. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 февраля 2023 г. Сасина Т.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования с 14 апреля 1999 г, обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 20 февраля 2023 г. N Сасиной Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
По представленным документам специальный стаж Сасиной Т.А. по состоянию на 31 декабря 2022 г. составил 21 год 7 месяцев 9 дней вместо требуемых 25 лет. Требуемая величина ИПК не ниже 30, 0 на момент обращения имелась.
Пенсионным органом в специальный стаж Сасиной Т.А. не засчитаны периоды работы: с 1 февраля 1993 г. по 8 августа 1997 г. в качестве учителя математики в школе им. Крупской Республики Казахстан, так как отсутствует документальное подтверждение компетентным органом факта работы Сасиной Т.А. в Республике Казахстан после 13 марта 1992 г, кроме того, после 27 июля 1996 г. институт льготных пенсий отменен; с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. - в качестве социального педагога МБОУ "Орловская СОШ", поскольку в соответствии с пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 работа в такой должности в общеобразовательных учреждениях не засчитывается в льготный стаж, сведениями ИЛС работа на льготных условиях не подтверждена.
Сасина Т.А... не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с
применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Сасиной Т.А, в которой указано, что 1 февраля 1993 г..Сасина Т.А. назначена учителем математики в сш (так указано в документе) им. Н.И.
Крупской, уволена 8 августа 1997 г..по собственному желанию, 1 сентября 1997 г..принята учителем черчения в Орловскую среднюю школу, 23 января 2000 г..подтверждена вторая квалификационная категория по должности учителя, 23 декабря 2004 г..присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель с установлением 12 разряда ЕТС, 1 сентября 2006 г..переведена социальным педагогом, Орловская средняя муниципальная общеобразовательная школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение "Орловская средняя общеобразовательная школа на основании постановления администрации района от 31 января 2002 г, 1 октября 2009 г..освобождена от должности социального педагога, трудовые отношения продолжаются в качестве учителя ИЗО, 14 января 2010 г..присвоена первая квалификационная категория учителя изобразительного искусства; приказ от 1 февраля 1993 г..N о назначении Сасиной Т.А. учителем математики в 5-х кл. по 18 часов; справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе от 5 мая 2022 г..N, в которой указано, что Сасина Т.А. работала в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа" с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, занимала штатную должность на 1 ставку: с 1 сентября 1997 г..по 31 августа 2006 г..учителем черчения, с 1 сентября 2006 г..по 31 сентября 2009 г..социальным педагогом, с 1 октября 2009 г..по 31 августа 2014 г..учителем ИЗО, с 1 сентября 2014 г..по 31 августа 2015 г..заместителем директора, с 1 сентября 2015 г..по настоящее время учителем ИЗО; архивную справку от 10 октября 2023 г..N о том, что в просмотренных документах архивного фонда Талды-Курганского РайОНО в приказах по личному составу имеются сведения о том, что приказом от 5 декабря 1997 г..N Сасину Т.А. учительницу СШ им.
Крупское уволить по собственному желанию с 8 декабря 1997 г, имеются сведения о заработной плате с марта по декабрь 1993 г, с января по август 1994 г..; акт по результатам документальной проверки факта работы Сасиной Т.А. с 1 сентября 1997 г..по 31 декабря 2021 г..от 26 мая 2022 г..N, которым в том числе установлено, что на основании приказа от 1 сентября 2006 г..N "О переводе" Сасина Т.А. учитель черчения и ИЗО переведена социальным педагогом с 1 сентября 2006 г, приказом от 8 октября 2009 г..N "Об освобождении от должности" Сасина Т.А. освобождена от должности социального педагога с 1 сентября 2009 г, трудовые отношения продолжаются в качестве учителя ИЗО, пришел к выводу о наличии оснований для включения Сасиной Т.А. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 февраля 1993 г..по 8 августа 1997 г..(4 года 6 месяцев 8 дней) в средней школе имени Н.К. Крупской Талдыкорганской области в должности учителя математики, отметив, что обязательные пенсионные взносы на территории Республики Казахстан введены с 1 января 1998 г, в то время как истец работала в должности учителя до 8 августа 1997 г, и отсутствии оснований для включения в специальный стаж Сасиной Т.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 сентября 2006 г..по 30 сентября 2009 г..в должности социального педагога с совмещением должностей учителя ИЗО и истории в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа", поскольку истцом не представлены надлежащие доказательства выполнения должностных обязанностей учителя в период работы социальным педагогом с 1 сентября 2006 г..по 30 сентября 2009 г..в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа", то есть наличия совмещения должностей, льготный характер работы выпиской из лицевого счета не подтверждается.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения (организации), в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 21 октября 2008 года N 793-О-О, от 25 апреля 2019 года N 1098-О и др.).
К периоду работы Сасиной Т.А. с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены должность учителя, а также должность социального педагога, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Особенности исчисления специального стажа социального педагога установлены пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым установлено, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. Сасина Т.А. работала в должности социального педагога в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа", которое не относится к учреждениям, перечисленным в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, из выписок из приказов о распределении преподавательской нагрузки следует, что Сасиной Т.А. предоставлялась в период работы в должности социального педагога учебная нагрузка по должности учителя ИЗО и обществознания, ОБЖ, однако ею не выполнялась суммарно норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), согласно сведениям индивидуального персонифицированного учета период работы Сасиной Т.А. с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. отражен как обычные условия труда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения Сасиной Т.А. указанного периода в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, соответствуют нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы Сасиной Т.А. выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения периода ее работы с 1 сентября 2006 г. по 30 сентября 2009 г. в должности социального педагога в МБОУ "Орловская средняя общеобразовательная школа" основаны на правильном применении норм материального права и представленных доказательствах.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 21 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сасиной Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.