Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4582/2023 (УИД 24RS0041-01-2023-000773-66) по иску Курьяновой Аллы Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Курьяновой Аллы Алексеевны на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Курьяновой А.А. и ее представителя Кутейникова Н.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Курьянова Алла Алексеевна (далее - Курьянова А.А, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю, ответчик, пенсионный орган), Краевому государственному казённому специализированному учреждению "Центр оценки качества образования" (далее - КГКСУ "Центр оценки качества образования") о защите пенсионных прав.
В обоснование своих требований указывала на то, что Курьянова А.А. с 1 февраля 2018 г. работала в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Лицей N 7" (далее - МАОУ "Лицей N 7") в должности учителя, с 1 сентября 2020 г. переведена на должность воспитателя.
Приказом МАОУ "Лицей N 7" от 25 мая 2022 г. Курьянова А.А. уволена 10 июня 2022 г. по собственному желанию.
С 20 октября 2005 г. Курьянова А.А. является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия установлена в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров и выплачивалась без учета индексации.
19 июля 2023 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 21 июля 2023 г. N 230000177231/Б/Н Курьяновой А.А. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что по сведениям персонифицированного учета, основанным на отчетных данных, она осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 года, имела статус работающего пенсионера, вследствие чего не могла быть признана неработающим пенсионером, основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
Курьянова А.А. находит решение ответчика незаконным.
Курьянова А.А. просила суд возложить на пенсионный орган обязанность произвести индексацию пенсии с 1 августа 2022 г.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 октября 2023 г. КГКСУ "Центр оценки качества образования" исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований Курьяновой А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2024 г. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Курьянова А.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю, представитель третьего лица КГКСУ "Центр оценки качества образования", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Курьянова А.А. с 1 февраля 2018 г. работала в МАОУ "Лицей N 7" в должности учителя, с 1 сентября 2020 г. переведена на должность воспитателя.
Приказом МАОУ "Лицей N 7" от 25 мая 2022 г. Курьянова А.А. уволена 10 июня 2022 г. по собственному желанию.
С 20 октября 2005 г. Курьянова А.А. является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия установлена в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров и выплачивалась без учета индексации.
На основании приказа Министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. N 296-11-05 Курьянова А.А. привлекалась для организации и проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. в качестве организатора в пункте проведения экзамена N 0105, а также в соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края от 19 мая 2022 г. N 323-11-05 - для организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в основной период в 2022 году с 26 мая 2022 г. по 2 июля 2022 г. в качестве организатора в пункте проведения экзамена N 0807, 0809.
20 июня 2022 г. истец обратилась в КГКСУ "Центр оценки качества образования" с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке, и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет.
Приказом КГКСУ "Центр оценки качества образования" от 28 июля 2022 г. N-296-гиа Курьяновой А.А. за фактическое время работы в пункте проведения экзамена N ЕГЭ 0807, 0809, 0810, 0811 назначена выплата компенсации в сумме 4704, 33 руб.
Приказом КГКСУ "Центр оценки качества образования" от 28 июля 2022 г. N-341-гиа Курьяновой А.А. назначена выплата компенсации за фактическое время работы в пункте проведения экзамена в сумме 1337 руб.
Фактически выплата компенсаций произведена Курьяновой А.А. в июле и августе 2022 года.
19 июля 2023 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 21 июля 2023 г. N 230000177231/Б/Н Курьяновой А.А. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что по сведениям персонифицированного учета, основанным на отчетных данных, она осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 года, имела статус работающего пенсионера, вследствие чего не могла быть признана неработающим пенсионером, основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
На момент вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии ОСФР по Красноярскому краю располагало информацией об осуществлении в июле - августе 2022 года пенсионером Курьяновой А.А. оплачиваемой трудовой деятельности на основании сведений представленных КГКСУ "Центр оценки качества образования" в установленном законом порядке, исходя из того, что страхователем КГКСУ "Центр оценки качества образования" сданные сведения по форме "СЗВ-М" за июль - август 2022 года в отношении истца не были отменены в порядке действующего законодательства (форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" не подавалась), сданные сведения по форме СЗВ-М соответствуют форме СЗВ-СТАЖ.
При этом пенсионный орган не вправе самостоятельно корректировать поданные организациями-работодателями сведения, без внесения соответствующих изменений в данных персонифицированного учета, а при определении оснований перерасчета пенсионный орган обязан руководствоваться исключительно сведениями персонифицированного учета, в связи с чем, наличие в данных индивидуального персонифицированного учета сведений о Курьяновой А.А. как о работающем лице в июле - августе 2022 года свидетельствует о правомерности отказа ответчика в перерасчете размера страховой пенсии с 1 августа 2022 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ), в редакции действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 г. - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 г. у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 211н (действующей на момент обращения истца в пенсионный орган), индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. N 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Как разъяснил Минфин России в Письме от 10 октября 2019 г. N 03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.
В случае, если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). При этом уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли, что в силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем осуществление пенсионером указанной выше иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).
Как следует из материалов дела, Курьянова А.А. привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период в мае - июне 2022 г, выплаты денежной компенсации, связанные с указанной деятельностью, были произведены КГКСУ "Центр оценки качества образования" в июле - августе 2022 г. на основании соответствующего приказа в соответствии с полномочиями, возложенными на указанное учреждение Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п "Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации", что свидетельствует об осуществлении истцом в 2022 г. деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, связанной с участием в подготовке и проведении ГИА.
Таким образом, фактически правоотношения между истцом и КГКСУ "Центр оценки качества образования" в связи с участием в подготовке и проведении ГИА имели место в период с мая 2022 г. по август 2022 г, указанная деятельность подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии истца являются законными и обоснованными.
Поскольку на основании Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 211н, решение о перерасчете пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировке принимается на основании сведений об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности, которые пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей, в сведениях персонифицированного учета Курьяновой А.А. имелась отчетность КГКСУ "Центр оценки качества образования" по форме СЗВ-М за июль - август 2022 г, действия по сдаче отчетности не признаны незаконными, выводы судов о законности решения пенсионного органа ОПФР по Красноярскому краю от 21 июля 2023 г. N 230000177231/Б/Н являются обоснованными.
Доводы истца о том, что она фактически прекратила трудовую деятельность и имелись основания для перерасчета размера пенсии, отклоняются судом на основании вышеизложенного, поскольку увольнение из МАОУ "Лицей N 7" с должности учителя само по себе не свидетельствует о наличии оснований для перерасчета размера пенсии, поскольку в период и после увольнения истец продолжала оплачиваемую деятельность по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти субъекта, что свидетельствует о том, что истец не являлась неработающим пенсионером, потому не имела право на перерасчет размера пенсии.
Судами правомерно отклонены доводы истца о том, что на ее с КГКСУ "Центр оценки качества образования" правоотношения по подготовке и проведению ГИА не распространяются положения Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Возмездное оказание услуг") применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 данного Кодекса (пункт 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Гражданско-правовой договор характеризуется следующими признаками: исполнитель должен выполнять конкретное, заранее определенное задание; договор прекращается по факту выполнения работы; исполнитель вправе привлечь для выполнения работы третьих лиц; исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика; исполнитель получает не заработную плату, а вознаграждение, выплачиваемое по факту выполнения отдельного задания.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что сложившиеся отношения отвечают признакам гражданско-правового договора, поскольку из материалов дела следует, что предметом отношений являлся конечный результат, за оказанные услуги истец получила оплату.
Выполнение таких услуг по подготовке и проведению ГИА за плату не относится к благотворительной деятельности, не соответствует целям и задачам волонтерства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Курьяновой Аллы Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Пальцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.