Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1321/2023, УИД 02RS0002-01-2023-001665-07 по иску Алымбековой Гулзамиры Муратбековны к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учёт
по кассационной жалобе Министерства регионального развития Республики Алтай на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 27 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алымбекова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учёт.
В обосновании исковых требований Алымбекова Г.М. указала, что с 4 мая 2018 г..состоит на учёте в администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно Федерального закона от 2 октября 2002 г..N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории " "данные изъяты"" с составом семьи 2 человека. 30 сентября 2020 г..постановлением ответчика N она снята с указанного учёта, по мотивам её рождения после 1 января 1992 г..Её мать ФИО6 - уроженка Кош-Агачского района, будучи беременной, находилась в гостях у своих родственников в Казахстане, ДД.ММ.ГГГГ родила истца, в связи с чем местом её рождения является с. Кузбасское Ленинградского района Кокчетавской области. Её мать является гражданкой Российской Федерации, на день её рождения постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: "адрес" ("адрес"). Несмотря на то, что она родилась за пределами Кош-Агачского района, то есть не в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, она имеет право на участие в данной программе, так как местом жительства матери на дату её рождения являлся Кош-Агачский район. После её рождения проживала в местности, приравненной к району Крайнего Севера, более 15 лет, относится к категории " "данные изъяты"", жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет, то есть отвечала всем условиям, необходимым для признания за ней права на получение жилищной субсидии.
Также она ссылается на то, что в настоящее время постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 г..N 9-П, статьёй 2 Федерального закона от 20 июля 2020 г..N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статьи 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 г..в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учёта или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 г..В связи с чем на неё не может быть распространён закон, действующий с 31 июля 2020 г..
Алымбекова Г.М. просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" Республики Алтай о снятии её с учёта, обязать администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" Республики Алтай восстановить Алымбекову Г.М. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, первой очереди как "данные изъяты", с даты первоначальной постановки на учёт.
Протокольным определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 2 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО6
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований Алымбековой Г.М. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учёт отказано в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 27 марта 2024 г. решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 декабря 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковое заявление Алимбековой Г.М. к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учёт удовлетворено.
Постановление администрации муниципального образования "Кош- Агачский район" от 30 сентября 2020 г. N "О снятии с учёта граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в части снятия с учёта Алымбековой Г.М. признано незаконным.
На администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" возложена обязанность восстановить с даты первоначальной постановки Алымбекову Г.М. на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории " "данные изъяты"".
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство регионального развития Республики Алтай просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 27 марта 2024 г, указывая на то, что на дату рождения Алымбековой Г.М. местом жительства её матери являлась Республика Казахстан.
Суд первой инстанции верно указал, что на территории районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей на момент рождения Алымбековой Г.М. не проживали ни она сама, ни её мать, в связи с чем у Алымбековой Г.М. не возникло предусмотренное статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищной субсидии.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились истец Алымбеклва Г.М, представитель ответчика администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", третье лицо ФИО6, представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчётами об отслеживании отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алымбекова Г.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с. Кузбасское Ленинградского района Кокчетавской области Республики Казахстан, постановлением администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от 10 мая 2018 г. поставлена на учёт в администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" для улучшения жилищных условий на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", состав семьи 2 человека.
Из учётного дела следует, что Алимбекова Г.М. состояла на учёте в категории " "данные изъяты"".
Решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 г. Алымбекова Г.М. снята с учёта граждан, состоящих в списке и желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с рождением после 1 января 1992 г.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 г. N Алымбекова Г.М. снята с учёта граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подпункта "и" пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N, как рождённая после 1 января 1992 г, согласно статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 1 марта 2022 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова", пришёл к выводу о том, что правовые основания для снятия Алымбековой Г.М. с учёта по основанию, указанному в постановлении администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", а именно в связи с рождением истца после 1 января 1992 г, отсутствовали.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у истца права на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ввиду проживания матери истца - ФИО6 в Республике Казахстан в течение 6 месяцев постоянно.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, указав на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что мать истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженкой с. Кош-Агач Кош-Агачского района Алтайского края, в спорный период была прописана в "адрес", с 1985 года, согласно сведениям, содержащимся в похозяйственой книге N сельского Совета народных депутатов на 1991-1995 годы по адресу "адрес", ФИО6 числится в членах хозяйства, на протяжении шести месяцев (с ноября 1992 г. по апрель 1993 г.) проживала в Республике Казахстан, в том числе и на момент рождения истца Алымбековой Г.М, принимая во внимание отсутствие сведений о получении ФИО6 гражданства Республики Казахстан, разрешения уполномоченного органа на временное или постоянное проживание на территории другого государства, а также принимая во внимание объяснения ФИО6 о том, что, находясь к гостях в Республике Казахстан в спорный период она не смогла выехать домой для родов в связи с "данные изъяты", после рождения дочери и получения свидетельства о рождении вернулась в с. Кош-Агач, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что совокупность имеющихся в материалах дела доказательств безусловно не свидетельствуют о постоянном характере проживания ФИО6 непродолжительный период времени в Республике Казахстан, об утрате непосредственной связи с селом Кош-Агач Кош-Агачского района, где она была зарегистрирована и постоянно проживала.
С учётом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что проживание матери истца за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент рождения последней не явилось основанием для снятия Алымбековой Г.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для восстановления Алымбековой Г.М. на учёте граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки - 4 мая 2018 г. в категории " "данные изъяты"".
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы Министерства регионального развития Республики Алтай и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
В соответствии с абзацем третьим части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей на момент постановки Алымбековой Г.М. на учёт граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 4 мая 2018 г.) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статьёй 3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ) в статью 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения, в том числе в части категории лиц, имеющих право на предоставление соответствующих жилищных субсидий.
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий, в том числе, имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 г. и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с такого учёта или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 9-П)
Согласно подпункту "и" пункта 21 Положения граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьёй 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Руководствуясь приведёнными положениями закона и правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что оснований для снятия Алымбековой Г.М. с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с тем, что Алымбекова Г.М. родилась после 1 января 1992 г, у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Алымбековой Г.М. отсутствует право на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", отмену обжалуемого апелляционного определения не влекут.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО6 (мать истца) с ноября 1992 г. по апрель 1993 г. проживала в Республике Казахстан, при этом с 1985 г. имела регистрацию по месту жительства в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, с мая 1993 г. проживала постоянно в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай.
Принимая во внимание выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 1276-О позицию, согласно которой положение абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", направленное на предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере гражданам, рождённым в местностях с неблагоприятными для проживания условиями, одновременно предусматривает право на предоставление соответствующих мер для лиц, матери которых выехали для родов в регионы с благоприятными природноклиматическими условиями, но сохраняли при этом непосредственную связь с такими местностями, где было расположено их место жительства, установив непродолжительный период времени проживания матери истца в Республике Казахстан на момент рождения истца, отсутствие доказательств безусловно свидетельствующих о постоянном характере проживания ФИО6 в Республике Казахстан и утрату в связи с этим непосредственной связи с с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, суд апелляционной инстанции, учитывая, что основанием для снятия истца с учёта послужило её рождение после 1 января 1992 г, а не факт не проживания матери истца в районах Крайнего Севера, обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Алымбековой Г.М. о восстановлении её на учёте с даты первоначальной постановки - 4 мая 2018 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент рождения Алымбекова Г.М. и её мать не проживали на территории районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы суда апелляционной инстанции подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу апелляционного определения по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 27 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства регионального развития Республики Алтай - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.