Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Попова А.А, Татаринцевой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0019-01-2023-008364-28 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТек" к Кладовой Елене Анатольевне о взыскании задолженности
по кассационной жалобе представителя Кладовой Е.А. - Витовского Д.А. на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 28 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЭкоТек" обратилось в суд с иском к Кладовой Е.А. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Требования мотивированы тем, что Кладова Е.А. является собственником нежилого помещения, площадью 300, 6 кв.м, расположенного по "адрес" За заключением договора на обращение с твердыми коммунальными отходами на период с 13 июня 2019 г. по 19 сентября 2021 г. она не обращалась, хотя услуга в полном объеме по указанному адресу оказывалась.
С учетом уточнения исковых требований просило взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ноября 2020 г. по 19 сентября 2021 г. в сумме 33 164, 62 руб, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 195 руб.
Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 28 февраля 2024 г. с Кладовой Е.А. в пользу ООО "ЭкоТек" взыскана задолженность по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в нежилом помещении по "адрес" за период с ноября 2020 года по 19 сентября 2021 г. в размере 29 400, 38 руб, расходы по уплате государственной пошлины 1050 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 июня 2024 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Кладовой Е.А. - Витовский Д.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 декабря 2018 г. ООО "ЭкоТек" было размещено предложение о заключении договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Кемеровской области в газете "Кузбасс".
24 октября 2017 г. между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "Экологические технологии" (ООО "ЭкоТек") было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области.
Из соглашения следует, что оно заключается в целях обращения с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26 сентября 2016 г. N 367 "Об утверждении территориальный схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории г. Новокузнецка Кемеровской области.
Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 9 августа 2017 г. N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением (п. 1.3 Соглашения).
Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (п. 1.4 Соглашения).
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов самостоятельно и с привлечением третьих лиц (п. 2.1 Соглашения).
Региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов путем заключения договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, деятельность которых предусмотрена территориальной схемой, либо с использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которыми региональный оператор владеет и/или пользуется на законных основаниях (п. 2.2 Соглашения).
С 13 июня 2019 г. Кладова Е.А. является собственником нежилого помещения площадью 300, 6 кв.м, расположенного по "адрес"
ООО "ЭкоТек" был подготовлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13 июня 2019 г. В договоре также содержится информация в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним по "адрес"
Со стороны Кладовой Е.А. договор с ООО "ЭкоТек" на вывоз твердых коммунальных отходов не был заключен до 9 сентября 2021 г.
Из акта осмотра строения, составленного ООО "ЭкоТек" 23 июля 2019 г, следует, строение по "адрес", используется под сауну "Причал", деятельность ведет ИП Кладова Е.А.
Мировым судьей судебного участка N4 Центрального судебного района г. Новокузнецка 7 апреля 2022 г. был выдан судебный приказ о взыскании с Кладовой Е.А. задолженности по обращению с ТКО в пользу ООО "Экотек" за период с 13 июня 2019 г. по 19 сентября 2021 г.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2023 г. указанный судебный приказ был отменен.
В рамках исполнительного производства N, возбужденного на основании судебного приказа от 13 декабря 2022 г, с Кладовой Е.А. были списаны денежные средства в сумме 3764, 24 руб. (3600 руб. + 164, 24 руб.).
ООО "ЭкоТек" представлен расчет, из которого следует, что задолженность Кладовой Е.А. по оплате за услуги по обращению с ТКО за период с ноября 2020 года по 19 сентября 2021 г. составила 33164, 62 руб. При этом расчет произведен с учетом площади нежилого помещения и нормообразующего показателя, установленного постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области N 58 от 27 апреля 2017 г, в соответствие с которым к предприятиям бытовой сферы, в том числе саунам, применяется норматив 0, 227 куб.м.
Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Кладова Е.А, как собственник нежилого помещения должна нести расходы по оплате предоставленных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе за период до заключения письменного договора с ООО "ЭкоТек" по оплате предоставляемых ими услуг на условиях типового договора. Учитывая, что ранее с ответчика в рамках исполнительного производства N на основании судебного приказа были удержаны суммы в размере 3600 руб. и 164, 24 руб, суд взыскал с ответчика задолженности в размере 29400, 38 руб.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Доводы кассационной жалобы представителя Кладовой Е.А. - Витовского Д.А. об отсутствии оснований для взыскания задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ноября 2020 г. по 19 сентября 2021 г, поскольку договор на предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до 9 сентября 2021 г. она не заключала, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, и взимать плату за оказанные услуги.
Региональный оператор добросовестно оказывал услугу по обращению с ТКО с мест накопления твердых коммунальных отходов. Ответчик обеспечен мусорными контейнерами в доступных местах, доказательства того, что ответчик такими услугами не пользовалась, не представлено.
Поскольку ООО "ЭкоТек" оказывало услуги по вывозу и утилизации отходов, а Кладова Е.А. фактически принимала данные услуги, между сторонами сложились отношения, которые в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются договорными, между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ответчиком на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в период с ноября 2020 г. по 19 сентября 2021 г. ООО "ЭкоТек" услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывало, несостоятельна.
Доказательств, подтверждающих, в спорный период, самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой, предоставляемой истцом, в материалы дела не представлено.
Напротив, материалами дела подтверждается, что ООО "ЭкоТек" оказывает коммунальные услуги по обращению с ТКО на возмездной основе, и качество оказываемых услуг соответствует обычно предъявляемым требованиям, ответчик фактически пользуется либо имеет реальную возможность пользоваться этими услугами, и обязана их оплачивать.
При таких обстоятельствах, установив наличие у ответчика перед истцом задолженности по оплате услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности, размер которой ответчиком не оспорен.
Несогласие ответчика с размером начислений и расчетом задолженности, выводы судебных инстанций не опровергает.
Начисления производились за фактически оказываемые истцом и потребляемые ответчиками услуги.
Расчет задолженности судами был проверен и признан верным, судом учтены все суммы, удержанные в счет оплаты задолженности, оснований сомневаться в расчете задолженности не имеется.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 28 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кладовой Е.А. - Витовского Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 15 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.