Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Попова А.А, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0027-01-2023-000354-28 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" к администрации г. Кодинска Кежемского района о взыскании задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги
по кассационной жалобе Администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (далее - ООО "Водоснабжение") обратилось с исковым заявлением к администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги.
Требования мотивированы тем, что ООО "Водоснабжение" оказывает услуги холодного водоснабжения на территории г. Кодинска, в том числе в отношении жилого "адрес". Собственником жилого помещения по адресу: "адрес" являлся ФИО4, который умер ДД.ММ.ГГГГ Поскольку никто из наследников по закону в установленном порядке не принял наследство, свидетельство о праве на наследство по закону как на выморочное имущество 10 апреля 2023 г. выдано администрации "адрес".
За период с сентября 2019 г. по апрель 2023 г. в указанном жилом помещении образовалась задолженность за оказанную услугу водоснабжения в размере 38 237, 78 руб, в связи с несвоевременным внесением платы за период с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2023 г. начислены пени в сумме 1493, 10 руб. До настоящего времени вышеуказанная задолженность не погашена, в связи с чем просит, с учётом уточненных исковых требований, взыскать с администрации г. Кодинска Кежемского района задолженность по оплате за услуги холодного водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", за период с 1 сентября 2019 г. по 30 апреля 2023 г. в сумме 38 237, 78 руб, пени за период с января 2022 г. по апрель 2023 г. в размере 1 493, 10 руб, а также взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 1 731 руб.
Решением Кежемского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2023 г. исковые требования ООО "Водоснабжение" к администрации г. Кодинска удовлетворены частично.
С администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края взыскана задолженность по оплате за услуги водоснабжения за период с 1 сентября 2019 г. по 30 апреля 2023 г. в размере 38 237, 78 руб, пени за период с 11 февраля 2022 г. по 23 апреля 2023 г. в сумме 1 260, 55 руб, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 340, 16 руб.
В удовлетворении исковых требований ООО "Водоснабжение" к администрации г. Кодинска о взыскании пени в остальной части - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 марта 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрацией г. Кодинска Кежемского района Красноярского края подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что суд первой инстанции, не применив Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пришел к выводу о том, что расчет платы за водоснабжение должен осуществляться исходя не из количества собственников, а из количества лиц, зарегистрированных в квартире по месту жительства, без учета их фактического проживания.
Администрация с выводами суда не согласна, поскольку лицо, фактически не проживающее в квартире, не является потребителем коммунальных услуг, поэтому взыскание с него платы будет неправомерным и повлечет чрезмерное и необоснованное обогащение ресурсоснабжающей организации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших, в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 Постановления).
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации г. Кодинска Красноярского края от 10 августа 2015 г. N 52-п ООО "Водоснабжение" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения в границах муниципального образования г. Кодинск.
На основании протокола общего собрания собственников помещений от 7 мая 2019 г. в жилом "адрес" принято решение о переходе на прямые договоры холодного водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с 1 июня 2019 г.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" являлся ФИО4, который умер ДД.ММ.ГГГГ
Наследников, принявших наследство после смерти ФИО4, не имелось, с соответствующими заявлениями к нотариусу о принятии наследства никто не обращался, наследственное дело не заводилось.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное выше жилое помещение было зарегистрировано за муниципальным образованием "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" как на выморочное имущество.
В соответствии с выпиской из домовой книги на регистрационном учете в "адрес" с 19 сентября 2017 г. состоит ФИО6, с 15 января 2019 г. ? ФИО7
В соответствии с актом N от ДД.ММ.ГГГГ проверки, замены или приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета воды потребителей, прибор учета холодного водоснабжения в квартире по адресу: "адрес" не пригоден к для применения, поскольку его госповерка произведена в 2008 г, межпроверочный интервал составляет 6 лет и истек.
По указанному жилому помещению в соответствии с расчетом истца образовалась задолженность по оплате услуги холодного водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38 237, 78 руб.
Расчет задолженности за спорный период осуществлялся путем умножения действующего тарифа на объем оказанной услуги водоотведения (исходя из норматива) на повышающий коэффициент и количество зарегистрированных в квартире граждан (ФИО6 и ФИО7).
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорная задолженность образовалась после смерти ФИО4, то есть после даты открытия наследства, квартира, по адресу которой оказывалась услуга по холодному водоснабжению, является выморочным имуществом, перешедшим в порядке наследования по закону к ответчику.
С указанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о необоснованном взыскании судами задолженности за коммунальные услуги, исходя из двух проживающих в квартире лиц, а не из расчета на одного собственника данной квартиры подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 данных Правил.
Таким образом, перерасчет платы за предоставленную потребителю в жилом помещении коммунальную услугу при временном отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, при наличии технической возможности его установки, Правилами N 354 не предусмотрен, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. Таких обстоятельств по делу не установлено.
Пунктом 42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Красноярского края от 30 июня 2013 г. N 370-п, действовавшему до 1 января 2021 г. норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных домах с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм. с душем установлен 4, 26 куб. метров в месяц на человека.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу от 4 декабря 2020 г. N 14-37н, установлен норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения для многоквартирных и жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем в размере 4, 26 куб. метра на человека в месяц.
В рассматриваемом деле, начисление платы по нормативу потребления, исходя из количества собственников в силу пункта 56(2) Правил N 354, производится только при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, в спорном же случае расчет произведен по количеству зарегистрированных лиц, что согласуется с указанной нормой.
Представленные истцом расчеты являются арифметически верными, подтверждены материалами дела, возражений по расчетам и контррасчета стороной ответчика не заявлялось.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, сводятся к изложению позиции ответчика при рассмотрении дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кежемского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Кодинска Кежемского района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 16 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.