N 88-16990/2024
г. Кемерово 21 августа 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Попова А.А, рассмотрев гражданское дело N 04MS0029-01-2023-009472-11 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" к Косенкову Андрею Алексеевичу, Косенковой Екатерине Алксеевне, Косенковой Наталье Кирилловне о взыскании задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами и расходов по оплате государственной пошлины
по кассационной жалобе Косенкова А.А. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2023 г. и апелляционное определение Гуссиноозерского городского суда Республики Бурятия от 3 апреля 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ООО "ЭкоАльянс") обратилось в суд с иском к Косенкову А.А, Косенковой Е.А, Косенковой Н.К, в котором просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности за оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 1 сентября 2019 г. по 31 марта 2021 г. в размере 5 356, 80 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что ООО "ЭкоАльянс" по адресу: "адрес", оказаны услуги по обращению с ТКО, однако ответчиками обязательства по их оплате надлежащим образом не исполнены, в результате чего образовалась задолженность за период с 1 сентября 2019 г. по 31 марта 2021 г. в размере 5 356, 80 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2023 г. исковые требования ООО "ЭкоАльянс" удовлетворены, с Косенкова А.А, Косенковой Е.А, Косенковой Н.К. в пользу ООО "ЭкоАльянс" взысканы задолженность за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с ТКО за период с 1 сентября 2019 г. по 31 марта 2021 г. в размере 5 356, 80 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в равных долях по 133, 33 руб. с каждого.
Апелляционным определением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и норм процессуального права. Указывает, что судами не принято во внимание фото и видео материалы, на которых видно отсутствие баков у дома ответчика, на баках соседних домов указаны наименование улицы и номера домов и как осуществляется вывоз мусора на улице ответчика.
Выражает несогласие с непринятыми квитанциями с мусорного полигона, где ответчик утилизировал скопившиеся отходы.
От представителя ООО "ЭкоАльянс" Федоровой М.П, действующей на основании доверенности, поступили письменные возражения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений, при принятии обжалуемых судебного постановления суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
В силу части 1 и части 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В части 4 статьи 154 ЖК РФ указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). На основании ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, по смыслу норм статей 421, 422 ГК РФ, если условия для данного договора определены императивными нормами закона, то такие условия должны соответствовать им. К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила о публичном договоре.
Согласно пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (в виде оплаты либо фактического использования услуги).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 мая 2018 г. между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с ТКО. В пункте 4.2 указанного соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее 1 января 2019 г.
Фактически свои полномочия по обращению с ТКО ООО "ЭкоАльяис" в г. Гусиноозерске осуществляет с 1 апреля 2019 г.
Косенкова Н.К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в указанном жилом помещении зарегистрированы члены ее семьи: ответчики Косенков А. А, Косенкова Е.А.
Поскольку ООО "ЭкоАльяис" оказывает услуги по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов на территории г. Гусиноозерска, у ответчиков возникло обязательство вносить плату за оказанные услуги.
Согласно расчетной ведомости по финансовому лицевому счету, оплата за услуги по обращению с ТКО в период с сентября 2019 г. по март 2021 г. ответчиками не осуществлялась, в результате чего образовалась задолженность в размере 5 356, 80 руб.
Расчет задолженности, представленный истцом, проверен судом, признан арифметически верным, соответствующим требованиям закона и Тарифам, ответчиками не оспорен, иной расчет задолженности суду не представлен.
Мировой судья, руководствуясь положениями ст. 30, 153, 154, 155 ЖК РФ, ст. 426 ГК РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, а также правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом мировой судья правомерно исходил из тех обстоятельств, что ответчики, как потребители оказанных истцом услуг по обращению с ТКО обязаны нести бремя расходов по оплате предоставленных услуг. Доказательств, подтверждающих не предоставление истцом услуг ответчикам, либо сведений, подтверждающих отсутствие задолженности, ответчиками не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив без изменения решение мирового судьи.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Удовлетворяя исковые требования суды обеих инстанций исходили из того, что факт осуществления региональным оператором ООО "ЭкоАльянс", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии законодательством оказывать услуги по обращению с ТКО, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги по вывозу бытовых отходов, либо обращались в ООО "ЭкоАльянс" с претензиями по факту неоказания или некачественного оказания услуги и данная претензия была удовлетворена, в связи с чем, правоотношения между сторонами признаются договорными, действующими, доказательств обратному не представлено, поэтому оснований признать услугу не оказанной, не имеется.
Довод кассационной жалобы об отсутствии договорных отношений с ООО "ЭкоАльянс" и не потреблении коммунальной услуги по обращению с ТКО не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными в силу статьи 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Следовательно, отсутствие письменного договора не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО, и лицом, получающим подобные услуги.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчиков, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, кроме того, не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанций и ставящих под сомнение законность судебных постановлений, принятых по данному делу, фактически направлены на переоценку доказательств и несогласие с принятыми судебными актами. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных в жалобе положений законодательных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2023 г. и апелляционное определение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 3 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Косенкова А.А. без удовлетворения.
Судья А.А. Попов
Мотивированное определение изготовлено 21 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.