Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4699/2023 (УИД 38RS0001-01-2023-003497-66) по иску Кремер Ольги Готлибовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, по кассационной жалобе Кремер Ольги Готлибовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кремер Ольга Готлибовна (далее - Кремер О.Г, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области, ответчик) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы.
Исковые требования мотивированы тем, что в мае 2021 года истец подала заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 27 мая 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ; ответчиком в специальный стаж не включен период работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в качестве машинистки расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в Акционерном обществе открытого типа "Ангарская нефтехимическая компания" и период работы с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 2000 г. в обществе с ограниченной ответственностью "Ангарский завод бытовой химии".
Решение в части не включения данных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, Кремер О.Г. полагает незаконным, поскольку работала во вредных условиях труда, что предусмотрено Списком N2, утвержденным Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 г, ей производилась доплата за работу во вредных условиях труда, устанавливалось сокращенное рабочее время.
С учетом заявления об уточнении исковых требований истец просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от 27 мая 2021 г. N в части не включения в специальный стаж периодов ее работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в цехе N в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда на заводе бытовой химии АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в ОАО "Ангарский завод бытовой химии", обязать ответчика засчитать в специальный стаж указанные периоды работы.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 3 октября 2023 г. исковые требования Кремер О.Г. к ОСФР по Иркутской области о признании незаконным решения в части, обязании зачесть в стаж периоды работы удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от 27 мая 2021 г. N в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в цехе N в качестве машиниста расфасовочно- упаковочной машины 3-го разряда на заводе бытовой химии АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в ОАО "Ангарский завод бытовой химии".
На ОСФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж Кремер О.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов ее работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в цехе N в качестве машиниста расфасовочно- упаковочной машины 3-го разряда на заводе бытовой химии АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в ОАО "Ангарский завод бытовой химии".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2024 г. решение Ангарского городского суда Иркутской области от 3 октября 2023 г. по данному делу отменено, принято по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Кремер Ольги Готлибовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения от 27 мая 2021 г. N в части не включения в специальный стаж периодов работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в цехе N в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда на заводе бытовой химии АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в ОАО "Ангарский завод бытовой химии", возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г. в цехе N в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда на заводе бытовой химии АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", с 01 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в ОАО "Ангарский завод бытовой химии" отказано.
Кремер О.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Кассатор указывает на осуществление в спорные периоды деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, приводит доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кремер О.Г. в периоды с 13 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г, с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 2000 г. осуществляла трудовую деятельность по профессии машиниста расфасовочно-упаковочной машины (РУМ) в цехе переработки пластмасс и производству товаров бытовой химии N в АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", в ОАО "Ангарский завод бытовой химии", что подтверждается данными трудовой книжки, справки АО "Невская косметика" N от 26 апреля 2023 г, первичных документов работодателя.
Согласно справке филиала АО "Невская косметика" в городе Ангарске от 26 апреля 2023 г. N (ранее АООТ "Ангарская нефтехимическая компания", ОАО "Ангарский завод бытовой химии"), уточняющая особый характер работы и условия труда, Кремер О.Г. постоянно, полный рабочий день с 14 октября 1994 г. по 31 декабря 2000 г. работала в филиале АО "Невская косметика" в городе Ангарске в цехе N машинистом расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда (рабочие, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства бытовой химии, растворителей, ацетона, аммиака), данная работа предусмотрена Списком N 2, раздел X, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Как следует из документов, представленных в дело ОАО "Ангарский завод бытовой химии" преобразовано в АО "Невская косметика", что подтверждается справкой о переименованиях предприятия.
Как следует из материалов дела, Кремер О.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 10 сентября 1998 г, спорные периоды ее трудовой деятельности имели место как до, так и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены сведения о периодах работы истца с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г, с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. на общих основаниях, без указания кода особых условий труда.
Согласно штатным расстановкам ОАО "АНХК" на периоды с 1 сентября 1995 г, с 1 ноября 2000 г, с 1 сентября 2001 г, справке АО "Невская косметика" N от 26 апреля 2023 г, информационному письму АО "Невская косметика" N МР-783 от 27 апреля 2000 г, технологическим регламентам цехов N, N розлива кислоты серной аккумуляторной, производства и расфасовки тормозных жидкостей, производства порошка чистящего дезинфицирующего "Иркут", производства растворителя, производства универсального чистящего средства с комплексным действием "Жемчуг-М", акта документальной проверки от 16 мая 2001 г, результатам санитарно-гигиенического обследования условий труда N за 1994 год, в указанных производствах использовались материалы, отнесенные к 3 классу опасности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении факта работы истца в спорные периоды с вредными веществами не ниже 3 класса опасности в течении полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени и, как следствие, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Кремер О.Г. с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г, с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда и возложении на ответчика обязанности включить данные периоды работы в специальный стаж Кремер О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, представленным доказательствам дал ненадлежащую правовую оценку; при этом нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям суд первой инстанции не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о необходимости учета спорных периодов работы Кремер О.Г. с 14 октября 1994 г. по 31 марта 1997 г, с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 12 января 1998 г. по 31 марта 1998 г, с 23 мая 1998 г. по 24 июня 1998 г, с 15 июля 1998 г. по 26 июля 1998 г, с 13 августа 1998 г. по 31 августа 1998 г, с 26 сентября 1998 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве машиниста расфасовочно-упаковочной машины 3-го разряда в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, документы, на которые сослался суд первой инстанции в обоснование своих выводов об удовлетворении исковых требований Кремер О.Г, не подтверждают наличие в воздухе рабочей зоны истца вредных веществ 3 класса опасности и, соответственно, занятость Кремер О.Г. в спорные периоды на работах в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Также суд апелляционной инстанции сослался на ответ АО "Невская косметика" от 29 января 2024 г. N, представленный обществом во исполнение определения судебной коллегии от 15 января 2024 г. о дополнительной подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, согласно которому замеры концентрации вредных элементов в воздухе рабочей зоны машиниста расфасовочно-упаковочной машины не проводились; при оформлении справки об уточнении особого характера работы и условиях труда работники сами сообщают, кто на каком оборудовании работал и какую продукцию производил, у работодателя нет информации, к какому оборудованию был прикреплен работник. В связи с чем, исходя из содержания ответа АО "Невская косметика" от 29 января 2024 г. N, какие-либо документы, действительно подтверждающие наличие в воздухе рабочей зоны машиниста расфасовочно-упаковочной машины Кремер О.Г. вредных веществ 3 класса опасности и занятость работника на работах, предусмотренных Списком N, у работодателя отсутствуют, а сведения, изложенные в ранее выданной справке АО "Невская косметика" N, носят неподтвержденный характер.
Также судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда указала на то, что согласно результатам санитарно-гигиенического, обследования условий труда цеха N, проведенного в апреле 1995 года, январе-феврале 1998 года, марте-апреле 2000 года, превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ (загазованность, запыленность) выявлено только в отделении переработки отходов, отделении нанесения печати, отделении приготовления чистящих, отделении моющей пасты и бустилата, отделении фасовки чистящих, отделении фасовки хвойного концентрата. В иных отделениях и производствах превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ (загазованность, запыленность) не имелось. Какие-либо документы, подтверждающие работу Кремер О.Г. машинистом расфасовочно-упаковочной машины в указанных производствах, где было выявлено превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в отсутствие документов, подтверждающих наличие в воздухе рабочей зоны машиниста расфасовочно-упаковочной машины Кремер О.Г. вредных веществ 3 класса опасности, в отсутствие доказательств занятости на работах, предусмотренных Списком N 2, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ; здесь и далее положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Кремер О.Г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 24 мая 2021 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2 от 26 января 1991 г.);
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N2 от 22 августа 1956 г.).
Согласно Списку N2 от 26 января 1991 г. подразделом "Б" раздела Х "Химическое производство" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено рабочим и мастерам предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятым полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса (позиция 2110Б000-1753а).
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N1 и N2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Пунктом 16 Разъяснения установлено, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении ими возраста 50 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если женщины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года такой работы.
При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда либо особо вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком N1 или Списком N2) при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N538н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Кремер О.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости -24 мая 2021 г.).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
При реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и установив, что после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 10 сентября 1998 г..данных о работе Кремер О.Г. в тяжелых условиях в системе персонифицированного учета не зафиксировано, сведения индивидуального персонифицированного учета не содержат указание на выполнение истцом в спорные периоды работы, дающей право на назначение страховой пенсии досрочно; представленные суду штатные расстановки ОАО "АНХК" на периоды с 1 сентября 1995 г, с 1 ноября 2000 г, с 1 сентября 2001 г, справка АО "Невская косметика" N от 26 апреля 2023 г, информационное письмо АО "Невская косметика" N от 27 апреля 2000 г, технологические регламенты цехов N, N розлива кислоты серной аккумуляторной, производства и расфасовки тормозных жидкостей, производства порошка чистящего дезинфицирующего "Иркут", производства растворителя, производства универсального чистящего средства с комплексным действием "Жемчуг-М", акт документальной проверки от 16 мая 2001 г, результатам санитарно-гигиенического обследования условий труда N за 1994 год не подтверждают наличие в воздухе рабочей зоны истца вредных веществ 3 класса опасности; приняв во внимание ответ АО "Невская косметика" от 29 января 2024 г..N исходя из которого следует, что какие-либо документы, подтверждающие наличие в воздухе рабочей зоны машиниста расфасовочно-упаковочной машины Кремер О.Г. вредных веществ 3 класса опасности и занятость работника на работах, предусмотренных Списком N, у работодателя отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности полной занятости истца в спорные периоды на работе, предусмотренной разделом X "Химическое производство" подраздела "Б" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на
пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N10, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж.
Для установления права на пенсию по подразделу "Б" раздела X "Химическое производство" Списка N2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, необходимо наличие двух условий: занятость работника в одном из перечисленных производств полный рабочий день, а также наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности. В данном случае, как правильно указал суд апелляционной инстанции, указанная совокупность условий истцом не доказана.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судом установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в апелляционном определении и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами доказательства.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кремер Ольги Готлибовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.