Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н, судей: Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-1312/2023 (УИД 54RS0001-01-2022-009650-09) по иску Красова Александра Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о защите пенсионных прав
по кассационной жалобе Красова Александра Викторовича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения Красова Александра Викторовича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Красов А.В. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОСФР по Новосибирской области, ответчик) о защите пенсионных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что изучив материалы личного выплатного дела истец обнаружил ряд ошибок в расчете страховой пенсии, а именно: не учтен период работы с 1 января 1991 г. по 1 июля 1992 г. в Латвийской Республике в рижской базе тралового и рефрижераторного флота механиком плавсостава; произведен некорректный расчет РПК за 2002-2014гг.; произведен некорректный расчет ИПК за 2020г.
Красов А.В. полагает, что указанные им периоды учебы и работы, военных сборов должны быть включены в специальный стаж по списку N2; пенсионные права должны быть оценены по пункту 9, а не по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях". Также, по мнению истца, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем страховых взносов не является препятствием для назначения пенсии работнику.
25 мая 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине выявленных им ошибок.
17 июня 2022 г. истцу было отказано решением N Данное решение было истцом обжаловано, 22 августа 2022 г. решением N ему отказано.
Для получения архивной справки о работе в Латвийской Республике истец потратил 147, 54 евро, которые в пересчете на валюту Российской Федерации полагает подлежащими взысканию с ответчика.
Истец просил суд признать незаконными решения Пенсионного фонда Российской Федерации N обязать ответчика зачесть период работы в Латвийской Республике с 1 января 1991 г. по 1 июля 1992 г, обязать ответчика правильно рассчитать РПК за 2002-2014 гг, правильно рассчитать ИПК за 2020 г, произвести перерасчет пенсии с 31 марта 2021 г, установив размер страховой пенсии 16 257 рублей 72 копейки в месяц, взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную часть пенсии за период 31 марта 2021 г.- 30 ноября 2022 г. в размере 20 665 рублей, взыскать компенсацию за потерю времени в размере 86 812 рублей.
Истцом заявлены также требования о включении в специальный стаж по списку N2 периода обучения в Клайпедском мореходном училище с 1 сентября 1982 г. - 5 июля 1985 г, период военных учебных сборов в воинской части N в августе-сентябре 1985 г. (45 суток), период работы в Латвийской Республике, в том числе на судне ПР "Таврия", с 24 сентября 1985 г. - 31 декабря 1990 г, период работы с 1 января 1991 г.- 5 июля 1992 г, итого зачесть в специальный стаж по Списку N2 на 1 января 2002 г. в количестве 11 лет 9 месяцев 10 дней (4240 дней), считать датой обращения за пенсионным обеспечением 30 сентября 2020 г, принять стажевый коэффициент 0, 60, коэффициент имеющегося специального стажа 0, 942, принять коэффициент соотношения зарплат 1, 4, произвести расчет пенсионного капитала на 1 января 2002 г. по пункту 9 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ, применить к материальной компенсации на иждивенцев районный коэффициент 1, 25, зачесть РПК за период 1 января 2002 г. - 31 декабря 2014 г. в сумме 1 185 834 рублей 98 копеек, рассчитать пенсию на 30 сентября 2020 г. в размере 30 401 рубль 13 копеек, произвести перерасчет пенсии на текущий момент в соответствии с заработанными баллами ИПК за 2020-2023гг, выплатить недополученные суммы пенсии (345 964 рублей 10 копеек), с 1 января 2023 г. до даты принятия решения (19 201 рубль 80 копеек), выплатить компенсацию за потерю времени (101 512 рублей 50 копеек), возместить судебные расходы 13 182 рубля 70 копеек (в редакции заявления об увеличении размера исковых требований от 24 апреля 2023 г.).
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2024 г. в удовлетворении исковых требований Красова А.В. отказано.
Красовым А.В. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассатор указывает на неприменение судом закона, подлежащего применению, - неприменение положений пункта 117 Постановления Совета Министров СССР N590 от 13 августа 1972 г, статей 2, 3, 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"; неверное применение судом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал"; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела - признание ответчиком личного посещения истцом отделения Пенсионного фонда Российской Федерации; отказ в удовлетворении ходатайства о расчете РПК за 2002-2014 годы аудиторами Счетной палаты Российской Федерации; отсутствие анализа требований истца о правильном расчете ИПК за 2020 г. и применении к материальной компенсации за иждивенцев районного коэффициента 1, 25.
ОСФР по Новосибирской области принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ОСФР по Новосибирской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Красова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по заявлению истца Красова А.В. от 30 марта 2021 г, уведомлению от 18 июня 2021 г. ему была назначена пенсия по старости бессрочно с 30 марта 2021 г. по российскому законодательству, в стаж работы включены все необходимые периоды с 1 сентября 1982 г. по 31 декабря 2020 г, продолжительность периодов работы и иной деятельности составила 32 года 9 месяцев 12 дней.
На обращение истца от 23 марта 2022 г. о порядке расчета пенсии пенсионный фонд направил письменный ответ N от 20 апреля 2022 г, разъясняющим порядок и размер пенсии с дополнением N от 24 мая 2022 г.
25 мая 2022 г. истцом подана жалоба о перерасчете пенсии, ответ на которую направлен истцу 17 июня 2022 г, в ответе указано, что пересмотр пенсии по абзацу 4 статьи 25 Договора с Латвийской Республикой невозможен, поскольку первоначальный выбор вида пенсии является окончательным.
17 мая 2022 г. пенсионным органом была выявлена ошибка, принято решение N о включении в страховой стаж период работы на рижской базе рядового и рефрижераторного флота с 1 января 1990 г. по 31 декабря 1990 г, произведен расчет страхового стажа, пенсионного капитала и валоризации.
На заявление истца о перерасчете размера пенсии ответчиком было отказано решением N от 17 июня 2022 г, по тому основанию, что данный стаж не включается при назначении пенсии. По жалобе на указанное решение было принято решение N, которым истцу отказано в удовлетворении жалобы.
Истец обращался в прокуратуру Дзержинского района г. Новосибирска с обращением о нарушении пенсионного законодательства, прокурор не усмотрел оснований для принятия мер прокурорского реагирования, не усмотрено нарушений порядка рассмотрения обращения граждан.
25 мая 2022 г. Красов А.В. обратился в отдел установления пенсий N1 по вопросу пенсионного обеспечения, на что ему было дано разъяснение N от 17 июня 2022 г, дополнение от 24 июня 2022 г.
По жалобе Красова А.В. от 4 июля 2022 г. вынесено решение N от 22 июля 2022 г. с приложением.
22 июля 2022 г. подана очередная жалоба на расчет пенсии, получен письменный ответ от 22 августа 2022 г. N
29 июля 2022 г, 9 ноября 2022 г. направлены обращения о перерасчете пенсии.
Указанные истцом периоды учебы, военных сборов и работы подтверждены им копией трудовой книжки, а также военным билетом. Периоды работы в Латвии подтверждены также архивной справкой государственного архива Латвии от 27 мая 2021 г.
Стаж, учитываемый для назначения пенсии, отражен в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Согласно уведомлению от 30 марта 2021 г. при назначении пенсии Красов А.В. просил назначить пенсию в соответствии с абзацем четвертым статьи 25 Договора с Латвией без применения положений Договора.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета (выписка ИЛС), сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении истца за период 1 января 2022 г. - 31 декабря 2014 г. составляет 1 083 078 рублей 07 копеек.
Величина ИПК определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно выписке ИЛС величина ИПУ за период 01 января 2015 г. - 31 декабря 2021 г. составляет 50.523.
Судом первой инстанции было установлено, что Клайпедское мореходное училище, где обучался истец в спорный период, находилось в ведомственном подчинении Министерства рыбной промышленности (фонда); по окончании обучения истцу был выдан диплом на основании решения Государственной квалификационной комиссии о присвоении квалификация в соответствии с полученной специальностью техника-судомеханика.
В справке от 27 мая 2021г. N какие-либо сведения о судах, на которых работал Красов А.В, не указаны, однако есть информация о видах работ ?рыбная промышленность, и о том, что Красов А.В. принят в плавсостав.
На запрос суда первой инстанции, по вопросу расчета размера пенсии Красова А.В. с учетом норм абзацев первого - третьего статьи 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 июля 2007 г, ОСФР по Новосибирской области представлен соответствующий расчет, с учетом включения периода его работы на территории Латвийской Республики с 1 января 1991 г. по 1 июля 1992 г. в страховой стаж, согласно которому, вариант пенсионного обеспечения по "гражданству", то есть на основании норм национального законодательства без применения норм Договора от 18 декабря 2007 г, является более выгодным для истца, чем вариант пенсионного обеспечения с учетом норм Договора от 18 декабря 2007 г.
Судом также установлено, что периоды работы истца на территории Латвийской Республики с 1 октября 1985 г. по 2 мая 1986 г, с 3 ноября 1986 г. по 3 января 1987 г, с 16 марта 1987 г. по 23 июля 1987 г, с 16 декабря 1987 г. по 7 мая 1988 г, с 23 июня 1988 г. по 31 декабря 1988 г, с 13 июня 1989 г. по 30 декабря 1989 г. ответчиком учтены как работа в плавсоставе по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела следует, что у Красова А.В. стаж на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г. составляет 4 года 7 месяцев 7 дней, общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. составляет 13 лет 10 месяцев 5 дней.
Также судом установлено, что расчет пенсионного капитала (РПК) истца произведен следующим образом; сумма страховых взносов на 1 января 2002 г. в размере 17425, 13 х на коэффициент 1, 177 + сумма страховых взносов на 1 января 2003 г. в размере 19905, 66 х на коэффициент 1.114 + сумма страховых взносов на 1 января 2004 г. в размере 20201, 58 х на коэффициент 1, 127 + сумма страховых взносов на 1 января 2005 г. в размере 32141, 31 х на коэффициент 1, 16 + сумма страховых взносов на 1 января 2006 г. в размере 38105, 17 х на коэффициент 1, 204 + сумма страховых взносов на 1 января 2007 г. в размере 42916, 27 х на коэффициент 1, 269 + сумма страховых взносов на 1 января 2008 г. в размере 45374, 40 х на коэффициент 1, 1427 + сумма страховых взносов на 1 января 2009 г. в размере 42985, 26 х на коэффициент 1, 088 + сумма страховых взносов на 1 января 2010 г, 1 июля 2010 г. в размере 66092, 48 х на коэффициент 1, 1065 + сумма страховых взносов на 1 января 2011 г, 1 апреля 2011 г, 1 июля 2011 г, 1 октября 2011 г. в размере 74080 х на коэффициент 1, 101 + сумма страховых взносов на 1 января 2012 г, 1 апреля 2012 г, 1 июля 2012 г, 1 октября 2012 г. в размере 81920 рублей х на коэффициент 1, 083, - сумма страховых взносов на 1 января 2013г, 1 апреля 2013 г, 1 июля 2013 г, 1 октября 2013 г. в размере 90880 (без индексации) + сумма страховых взносов на 1 января 2014 г. 1 апреля 2014 г, 1 июля 2014 г, 1 октября 2014 г. в размере 99840 рублей (без индексации) - 1 083 078, 07 Указанный расчет соответствует сведениям о состоянии расчетного пенсионного капитала (с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.), отраженным в индивидуальном лицевом счете истца
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 марта 1998 г..N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г..N590, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что за период с 1 января 1991 г..по 1 июля 1992 г..страховые взносы в ПФР в отношении истца не начислялись и не выплачивались; период с 24 сентября 1985 г..по 30 сентября 1985 г..(непосредственно после учебы истца) не учтен в стаж на соответствующих видах работ согласно ранее действующему законодательству, поскольку не представлены документы о категории судна ПР "Таврия", на котором выполнял работу в указанный период Красов А.В.; период обучения истца в Клайпедском мореходном училище с 1 сентября 1982 г..по 5 июля 1985 г..включен в страховой стаж истца, но не влияет на итог страхового стажа, поскольку оценка пенсионных прав истца произведена в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающего учет периода обучения; в спорный период истец обучался в среднем специальном заведении, имевшем ведомственную принадлежность соответствующему министерству, и по окончании обучения ему была присвоена квалификация по специальности; исходя из того, что период прохождения военных сборов относился к начальной военной подготовке в силу правого регулирования, действовавшего до 1 марта 1993 г, не подлежит включению в специальный стаж, пенсионным органом правильно произведен расчет пенсии Красова А.В. с применением верных
коэффициентов и периодов на основании пенсионного законодательства, на 1 января 2002 г..у истца отсутствовал необходимая продолжительность страхового стажа и специального стажа, в связи с чем отсутствует право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионных капитал с применением стажа на соответствующих видах работ, ответчиком при назначении истцу страховой пенсии был выбран наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда дополнительно указала на то, что поскольку за назначением досрочной пенсии по старости Красов А.В. обратился 30 марта 2021 г, то основании назначить ему пенсию с 30 сентября 2020 г. не имелось, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что истец не выражал волю на получение пенсионного обеспечения на основании норм национального законодательства без применения норм Договора от 18 декабря 2007 г, суд апелляционной инстанции указал на то, что указанные доводы опровергаются материалами дела, в частности заявлением самого истца, данные свидетельствующие о том, что истец при написании заявления был введен в заблуждение в материалах дела не имеется, более того судебная коллегия принимает во внимание и то, что избранный вариант пенсионного обеспечения является самым выгодным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения коэффициента 1, 4, поскольку в силу абзаца 10 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2. Повышенное отношение заработков применяется лицам, проживающим на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо лицам, выработавшим на 1 января 2002 г. полный северный стаж (не менее 15 лет календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях).
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда также указала на необоснованность доводов истца о применении порядка определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренный пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях оценки пенсионных прав Красова А.В. за периоды до 1 января 2002 г, в связи с невыполнением условий, предусмотренных указанным пунктом (отсутствие требуемого стажа на 1 января 2002 г.).
Также суд апелляционной инстанции, исходя из правовой природы надбавки на иждивенцев к страховой пенсии, учитывая, что районные коэффициенты, указанные в Постановлении Совмина РСФСР от 20 марта 1991 г. N 162, применяются при расчете заработной платы работников работодателем, требования о применении указанных районных коэффициентом, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что необоснованными являются и требования истца о взыскании с ответчика понесенных расходов, поскольку Красов А.В. самостоятельно запрашивал сведения о стаже и заработной плате по периодам работы в Латвийской Республике, а также о взыскании компенсации за фактическую потерю времени, поскольку истец, заявляющий такое требование, не представил доказательств, которые свидетельствовали бы о недобросовестности ответчика в заявлении спора против иска либо о его систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступил в силу с 1 января 2015 г. Со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10. При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено мотористам всех наименований, механикам и их помощникам, главным и старшим механикам (раздел XXVIII "Транспорт", подраздел "Морской и речной флот - плавающий состав").
Списком N производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено механикам и их помощникам, машинистам, старшим машинистам, мотористам, старшим мотористам (раздел XXX "Транспорт", подраздел "Речной флот - плавсостав судов, кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения").
Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516.
В соответствии с указанными Правилами необходимыми критериями для назначения досрочной страховой пенсии по старости плавсоставу являются: зачисление работников, относящихся к плавсоставу на суда морского, речного и флота рыбной промышленности; доказательства того, что суда, на которых осуществляется работа не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; периоды работы для зачета календарного года должны осуществляться полный навигационный период.
Пунктом 13 Правил установлено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Согласно пункту 9 Указании Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (пункт "и" статьи 12 Закона от 27 ноября 1991 года) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 6 февраля 1992 года) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах. В этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (то есть не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и тому подобные периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (то есть члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590 предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").
Как следует из абзаца 3 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период, указанный в подпункте "к" приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
18 декабря 2007 г. между Российской Федерацией и Латвийской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N185-ФЗ.
Договор распространяется среди прочего на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании, в том, что относится в Российской Федерации к пенсиям по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
На основании статьи 25 Договора в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 1 января 1991 г. на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 1 января 1991 г, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК * СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400- ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с требованиями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР/ ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ).
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;
В соответствии пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, приведенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Положениями пунктов 2, 5, 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N407, предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г. (пункт 2).
В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили (пункт 5).
Включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов. Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов (пункт 7).
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, проверив представленный сторонами расчеты размера пенсии истца, исходя из того, что за период работы истца с 1 января 1991 г..по 1 июля 1992 г..страховые взносы в ПФР в отношении истца не начислялись и не выплачивались; период с 24 сентября 1985 г..по 30 сентября 1985 г..(непосредственно после учебы истца) не учтен в стаж на соответствующих видах работ согласно ранее действующему законодательству, поскольку не представлены документы о категории судна ПР "Таврия", на котором выполнял работу в указанный период Красов А.В.; период обучения истца в Клайпедском мореходном училище с 1 сентября 1982 г..по 5 июля 1985 г..включен в страховой стаж истца, и не влияет на расчет размера страховой пенсии истца, поскольку оценка пенсионных прав истца произведена в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающего учет периода обучения; исходя из того, что период прохождения военных сборов относился к начальной военной подготовке в силу правого регулирования, действовавшего до 1 марта 1993 г, не подлежит включению в специальный стаж, пенсионным органом правильно произведен расчет пенсии Красова А.В. с применением верных коэффициентов и периодов на основании пенсионного законодательства, на 1 января 2002 г..у истца отсутствовал необходимая продолжительность страхового стажа и специального стажа (в наличии стаж на соответствующих видах работ 4 года 7 месяцев 7 дней, что менее требуемых 12 лет 6 месяцев), в связи с чем отсутствует право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ, ответчиком при назначении истцу страховой пенсии был выбран наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", судебные инстанции пришли правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы о неправильном применении норм материального права при разрешении вопроса о праве на назначение пенсии с 30 сентября 2020 г. являются несостоятельными, основанным не неверном толковании закона, что не может являться основанием, влекущим отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанции с учетом положений пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также отсутствия у истца требуемого стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г, сделан правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для применения порядка определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренного вышеуказанной правовой нормой, в целях оценки пенсионных прав Красова А.В. в периоды дор 1 января 2002 г, в связи с невыполнением условий, предусмотренных указанным пунктом.
Положения Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N407 были верно применены судом при разрешении данного спора.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, о результаты их оценки отражены в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам кассатора об отказе в удовлетворении ходатайства о расчете РПК аудиторами Счетной палаты Российской Федерации о нарушении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует, поскольку в силу статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворение ходатайств отнесено к праву суда, суд разрешает ходатайства исходя из необходимости определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а их обоснованное отклонение не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не содержит выводы относительно исковых требований истца о расчете ИПК за 2020 г. и применении к материальной компенсации на иждивенцев районного коэффициента 1.25, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку судом первой инстанции исковые требования истца отклонены в полном объеме, судом апелляционной выводы приведены соответствующие мотивы отклонения указанных исковых требований (том 2 л.д.170).
Иные доводы заявителя, направленные на оспаривание выводов судебных инстанций по существу спора, повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379, 7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Красова Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.