Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колосовой С.И, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-230/2024 по административному исковому заявлению Давтян Марине Яшаевны об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 29 марта 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 декабря 2023 N 1374 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее - Перечень).
Давтян М.Я. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим пункта 5861 Перечня, включающего принадлежащее ей на праве собственности здание, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ). Указывает на нарушение своих прав увеличением налогового бремени.
Решением Ставропольского краевого суда от 29 марта 2024 года административный иск удовлетворен, пункт 5861 Перечня признан недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От представителя административного истца Аксельрод А.В. поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Требования административного истца по настоящему делу рассмотрены судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Минимущества имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Условия отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Критерии отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, наименование: торгово-офисное, собственником которого является административный истец.
Согласно позиции административного ответчика здание включено в оспариваемый пункт Перечня исходя из его наименования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что наименование нежилого здания без установления наличия конкретных помещений, которые могут быть отнесены к поименованным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, помещениям, площадь которых составила бы более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру (комплексу).
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: гостиничное обслуживание (4.7), также находящимся в собственности административного истца.
Такой вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, о чем также верно сделан вывод судом первой инстанции.
Судом был исследован технический паспорт, изготовленный ГБУ СК "Ставкрайимущество" 20 декабря 2021 года, согласно экспликации которого в спорном здании отсутствуют помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Фактическое использование спорного здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком в юридически значимый период не устанавливалось.
В материалы административного дела представлен Акт обследования здания от 17 марта 2021 года, составленный сотрудником Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" в соответствии с приказом ГБУ СК "Ставкрайимущество" N 12-П от 4 марта 2021 года, согласно которому при обследовании здания установлено, что часть помещений используются под офисы, признаки торгового использования отсутствуют.
В соответствии с договором аренды N 001/2022 от 16 мая 2022 года, дополнительному соглашению к нему N 1 от 25 мая 2023 года ИП ФИО5 предоставила Автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования "Северо-Кавказский медицинский колледж" нежилые помещения площадью 2 152, 8 кв.м в спорном здании для использования под образовательную деятельность. Договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРН.
Как следует из представленных стороной административного истца в суд апелляционной инстанции выписок из ЕГРН от 3 апреля 2024 года и 3 мая 2024 года, в настоящее время наименование здание "торгово-офисное" исключено из сведений Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка изменен на "здравоохранение (3.4), обеспечение научной деятельности (3.9)". Таким образом назначение здания и вид разрешенного использования земельного участка соответствует его фактическому использованию.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения нежилого здания к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.