Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-85/2024 (УИД 30OS0000-01-2024-000119-18) по административному исковому заявлению Кашина Владислава Александровича к избирательной комиссии Астраханской области об отмене постановления от 22 июля 2024 г. N 80/502-7 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области Владислава Александровича Кашина, выдвинутого в порядке самовыдвижения" и регистрации заявителя в качестве кандидата на должность Губернатора Астраханской области
по апелляционной жалобе Кашина Владислава Александровича на решение Астраханского областного суда от 5 августа 2024 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Думы Астраханской области от 30 мая 2024 г. N 152/8 на 8 сентября 2024 г. назначены выборы Губернатора Астраханской области.
11 июня 2024 г. Кашин В.А. уведомил избирательную комиссию Астраханской области (далее также - избирательная комиссия) о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Астраханской области с последующим представлением 15 июля 2024 г. в данную комиссию для регистрации необходимых документов.
По результатам проверки представленных документов избирательной комиссией Астраханской области 17 июля 2024 г..принято постановление N 79/497-7 "Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность Губернатора Астраханской области Кашиным В.А, выдвинутым в порядке самовыдвижения", в котором обращалось внимание на следующие недостатки: заявление о согласии баллотироваться оформлено с несоблюдением требований части 7 статьи 25 Закона Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области" в части указания реквизитов документов об образовании и о квалификации; копия документа, подтверждающего основное место работы или службы, занимаемую должность, представлена не по форме, установленной ФНС от 5 мая 2023 г..N СД-4/3/5763@; справка о расходах супруги кандидата по каждой сделке по приобретению имущества представлена с несоблюдением требований Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г..N 546 в части отсутствия документов, подтверждающих сведения о приобретенном имуществе; не представлены листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных муниципальных выборов глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата и списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; представлена одна кандидатура и соответственно одно заявление о согласии на предоставление в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, вместо трех кандидатов; в заявлении Кашиной Т.В. о согласии на предоставление в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации не указан адрес места жительства; не представлена копия документа, подтверждающего основное место работы или службы, занимаемую должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) Кашиной Т.В, представленной в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации; отсутствовали
сведения о постоянном проживании на территории Астраханской области в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению в отношении Кашиной Т.В.
Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 22 июля 2024 г. N 80/502-7 отказано в регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области Кашина В.А, выдвинутого в порядке самовыдвижения, на основании пунктов 1.1, 3, 4, 7, 14 части 2 статьи 29 Закона Астраханской области от 22 июня 2012 г. N 38/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Астраханской области" в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, непредставлением кандидатом в избирательную комиссию документов для регистрации: листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата; списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; сведений о трех кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации; заявлений каждого из указанных лиц о согласии на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации; копий документов, подтверждающих сведения, изложенные в заявлениях каждого из указанных лиц, сокрытием кандидатом сведений о судимости, представлением не в полном объеме уточнений и дополнений в документы, отмеченные в постановлении избирательной комиссией Астраханской области от 17 июля 2024 г. N 79/497-7 "Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность Губернатора Астраханской области Кашиным В.А, выдвинутым в порядке самовыдвижения".
Кашин В.А. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об отмене постановления избирательной комиссии Астраханской области об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области, просил зарегистрировать его кандидатом на должность Губернатора Астраханской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что представленные им в избирательную комиссию Астраханской области документы для регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ввиду отсутствия в свободном доступе контактов депутатов и глав муниципальных образований у него не было возможности собрать их подписи. По его мнению, в силу приведенного закона для регистрации кандидата достаточно осуществить сбор либо подписей депутатов (глав) муниципальных образований либо подписей избирателей (10 подписей), соответственно, представленные им в избирательную комиссию 46 подписей избирателей превышают установленный законом минимальный предел и свидетельствуют о соблюдении им установленных требований. У избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недействительными, поскольку подписные листы содержали сведения о кандидате в необходимом объеме. Отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, при отражении в нем иных сведений о судимости, не может являться основанием к отказу в регистрации.
Решением Астраханского областного суда от 5 августа 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кашин В.А. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанности, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы избирательной комиссией Астраханской области представлены возражения.
В заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона.
Пунктом 24 статьи 38 названного федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), к числу которых относятся: при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации (подпункт "а.1"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д"); недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункт "д.1"); сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона (подпункт "е").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктами 1.1, 3, 4, 7 и 14 части 2 статьи 29 Закона Астраханской области от 22 июня 2012 г. N 38/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Астраханской области" (далее - Закон Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области").
В силу статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Кандидату, изъявившему желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1.2); письменное заявление каждого из представленных им лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями сенатора Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом сенатора Российской Федерации (пункт 1.4); копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (пункт 1.5).
Законом Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области" аналогичные положения установлены в пунктах 1.1, 1.3, 1.4 части 1 статьи 27.
Согласно подпункту "б" пункта 3.1 статьи 33 названного федерального закона, пункту 5 части 9 статьи 25 Закона Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию также должны быть предоставлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
В примечании "1" к форме справки указано, что она заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 данной справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и раздела 3 не заполняются.
В соответствии с примечанием "6" к форме справки в отношении цифровых финансовых активов одновременно со справкой представляются сведения о реквизитах записи о цифровых финансовых активах в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и выписка из данной информационной системы.
В отношении цифровой валюты одновременно со справкой представляются сведения об идентификационном номере, дате транзакции и выписка о транзакции при ее наличии по применимому праву.
В отношении сделок по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты одновременно со справкой представляются документы (при их наличии), подтверждающие сумму сделки и (или) содержащие информацию о второй стороне сделки.
Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Частью 1 статьи 26 Закона Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области" предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, определенного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Астраханской области (часть 1).
Согласно части 1 статьи 26.1 названного регионального закона кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований обязан собрать 1 процент подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории Астраханской области в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлениями избирательной комиссии Астраханской области от 3 июня 2024 г. N 42/338-7 и N 69/427-7 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Астраханской области должны быть собраны подписи 115 депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, что составляет 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Астраханской области, и числа действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах на день принятия указанного решения, находящихся на территории Астраханской области; количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на указанную должность, выдвинутого в порядке самовыдвижения, составляет 7106 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, - 7816 подписей.
В силу пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 части 2 статьи 29 Закона Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области", если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в нарушение вышеприведенных требований федерального и регионального законодательства Кашин В.А. в избирательную комиссию Астраханской области для регистрации его кандидатом на должность Губернатора Астраханской области представил сведения и документы только в отношении одного кандидата, который в случае избрания представившего его кандидата будет наделен полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; подписные листы, содержащие только 46 подписей избирателей, признанных избирательной комиссией недействительными по причине указания в подписных листах сведений о кандидате не в полном объеме.
Кроме того, справка о расходах супруги кандидата по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представлена Кашиным В.А. в избирательную комиссию с несоблюдением требований вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 в части необходимости заполнения раздела 3 "сведения об источниках средств, за счет которых приобретено имущество" и отсутствия документов, подтверждающих сведения о приобретенном имуществе - финансовых активах на 2000 рублей.
Административным истцом не представлены в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Астраханской области подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области.
Материалами административного дела подтверждается, что Кашин В.А. по приговору Камызякского районного суда Астраханской области от 30 декабря 1999 г. осужден по части 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат.
Судом достоверно установлено, что Кашиным В.А. в заявлении о согласии баллотироваться указаны сведения о его судимости не в полном объеме, в частности, не приведено наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 105 постановления от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что сокрытие сведений о судимости (в частности, неуказание наименований статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат) является основанием отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата.
Ссылка административного истца на постановление Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2000 г. об удовлетворении представления УИН N 4 Трусовского района г. Астрахани об освобождении его от наказания на основании пункта 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", а также доводы о его несудимости в связи с этим, исходя из содержания вышеприведенных положений пункта 2.1 статьи 33, подпункта 58 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не исключают необходимость указания в заявлении о согласии баллотироваться сведений об имевшейся судимости.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении избирательной комиссией положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 данного федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Неуказание кандидатом в составе сведений о судимости наименований статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых он был осужден, нельзя отнести к неполноте сведений о кандидате, необходимых для его регистрации.
Вопреки утверждению административного истца избирательное законодательство не вменяет в обязанность избирательной комиссии информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания сведений о судимости.
Судом обоснованно отклонен довод административного истца о том, что указание избирательной комиссии Астраханской области на недостаточность подписей избирателей в количестве 46 подписей не соответствует пункту 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому необходимо представить не менее 10 подписей избирателей, поскольку в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 1.1 названной нормы, устанавливающий, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не может составлять менее 0, 5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Не нашли своего подтверждения доводы апелляционной жалобы, в которых административный истец ставит под сомнение правомерность признания избирательной комиссией недействительными 46 подписей избирателей.
В представленных в избирательную комиссию подписных листах не указаны сведения о судимости административного истца, что предусмотрено пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также не в полном объеме отражены данные о месте жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Указанные обстоятельства в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 8 части 8.7 статьи 28 Закона Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области" являются основанием признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.
Помимо изложенного, с учетом установленных региональным законодателем требований о минимальном количестве подписей избирателей (7106 подписей), необходимом для регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в целом доводы административного истца о неправомерном признания избирательной комиссией недействительными 46 подписей избирателей, то есть всего количества собранных им подписей избирателей, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела.
Утверждение административного истца о том, что для регистрации кандидата на должность Губернатора Астраханской области достаточно либо подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, основано не неверном толковании норм права.
Довод административного истца о невозможности представления листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по причине отсутствия сведений на официальных сайтах о контактах депутатов и глав муниципальных образований правильно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, поскольку Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Астраханской области "О выборах Губернатора Астраханской области", установившими для кандидатов на должность Губернатора Астраханской области общую обязанность по представлению указанных документов, каких-либо исключений из данного правила не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, указывающих на допущенные Кашиным В.А. нарушения требований избирательного законодательства, избирательная комиссия правомерно отказала ему в регистрации кандидатом на должность Губернатора Астраханской области, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции, верно отказав в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского областного суда от 5 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.