Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Подгорная Е.П., рассмотрев, без проведения судебного заседания, частную жалобу представителя акционерного общества "Независимая финансовая группа" на определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2024 года по административному материалу NМ-401/2024, которым отказано в принятии административного искового заявления акционерного общества "Независимая финансовая группа" к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Городское управление кадастровой оценки" о признании незаконным решения, возложении обязанности исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и восстановить в ЕГРН сведения о ранее утверждённой кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Независимая финансовая группа" в лице своего представителя обратилось (далее - Общество) в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Городское управление кадастровой оценки" (далее - СПб ГБУ "Кадастровая оценка", Бюджетное учреждение), в котором просит:
признать незаконным решение СПб ГБУ "Кадастровая оценка" от 21 марта 2024 года N 69-с/2024 в части изменения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N;
возложить на СПб ГБУ "Кадастровая оценка" обязанность обеспечить исключение из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 502 237 460 рублей 19 копеек и восстановление в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного помещения, утвержденной Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 09 ноября 2023 года N 199-п и Актом СПб ГБУ "Кадастровая оценка" от 28 февраля 2024 года N АОКС-78/2024/000029 в размере 425 037 885 рублей 32 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" кадастровая стоимость которого была установлена приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 09 ноября 2023 года N 199-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест" в размере 425 037 885 рублей 32 копеек по состоянию на 1 января 2023 года.
На основании решения СПб ГБУ "Кадастровая оценка" от 21 марта 2024 года N69-с/2024, принятого в порядке статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", по заявлению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного нежилого помещения была пересмотрена и установлена в размере 502 237 460 рублей 19 копеек.
На основании указанных решений Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга были внесены соответствующие изменения в приказ от 9 ноября 2023 года N199-п об утверждении кадастровой стоимости нежилого помещения. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в указанных размерах внесены в ЕГРН. Дата начала применения изменённой кадастровой стоимости объектов - 27 марта 2024 года.
Основанием для принятого решения СПб ГБУ "Кадастровая оценка" явился вывод о системной ошибке, состоящей в необоснованном выделении оценочной группы 2300 ("Помещения, части которых имеют разные ценообразующие характеристики"). Ошибка исправлена Учреждением путем исключения оценочной группы 2300 из перечня групп, созданных при проведении государственной кадастровой оценки, в составе которой значились 167 нежилых помещений, в том числе и спорный объект с кадастровым номером N. В этой связи Учреждением принято решение о распределении указанных нежилых помещений, ошибочно отнесенных к оценочной группе 2300 ("Помещения, части которых имеют разные ценообразующие характеристики"), по оценочным группам, предусмотренным Отчётом от 06 октября 2023 года N3/2023 об определении кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, помещений, машино-мест, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - Отчёт).
Распределение указанных нежилых помещений произведено по надлежащим оценочным группам на основании правил и алгоритмов, принятых при проведении государственной кадастровой оценки 2023 года.
По мнению административного истца, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 425 037 885 рублей 32 копеек системной ошибки допущено не было, выделение оценочной группы 2300 ("Помещения, части которых имеют разные ценообразующие характеристики") было произведено обоснованно и соответствует требованиям действующего законодательства.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2024 года в принятии административного искового заявления акционерного общества "Независимая финансовая группа" отказано.
В частной жалобе представитель акционерного общества "Независимая финансовая группа" просит определение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что процедура исправления ошибок, предусмотренная статьей 21 Закона о кадастровой оценке, представляет собой не досудебный порядок разрешения спора, использование которого в случаях, установленных законом, является обязательным для получения доступа к судебной защите, а внесудебный порядок разрешения спора о законности утвержденной кадастровой стоимости.
Учитывая положения части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие такого альтернативного административного порядка не лишает истца права возможности защитить свои права в общем порядке путем обращения в суд.
Частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции отказал в принятии административного искового заявления по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128, пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку возникшие правоотношения следует разрешать не в судебном порядке, а в порядке статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" посредством обращения в Учреждение с заявлением заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено два самостоятельных основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьёй 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" установлен внесудебный порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в том числе, в связи с использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости, - рассмотрение заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23).
Таким образом, вышеприведёнными положениями Федерального закона N237-ФЗ, установлен внесудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, путём рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, с возможностью оспаривания в суде принятого бюджетным учреждением решения по итогам рассмотрения заявления заинтересованных лиц.
При этом требования об оспаривании решения или действий (бездействия) бюджетного учреждения рассматриваются судом по правилам глав 22 и 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1.1 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что административным истцом оспаривается решение Бюджетного учреждения от 21 марта 2024 года, принятое в порядке статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которым, на основании заявления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в целях исправления допущенной ошибки была пересмотрена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 1 января 2023 года.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Общество, являющееся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, в Бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере 502 237 460 рублей 19 копеек, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ, не обращалось, соответствующее решение бюджетным учреждением по его заявлению об исправлении ошибки не принималось.
При этом суд не учёл, что внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости был соблюдён, поскольку заявление об ошибке, допущенной при определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, было подано Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и рассмотрено Бюджетным учреждением по существу.
Часть 23 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривающая, что решение Бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде, не содержит указания на то, что указанный спор может быть заявлен только лицом, подавшим в Бюджетное учреждение соответствующее заявление об исправлении ошибки.
Как следует из части 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать в Бюджетное учреждение любые юридические и физические лица, в том числе те, права и имущественные интересы которых не затрагиваются указанной кадастровой стоимостью. Между тем, в силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением по итогам рассмотрения Бюджетным учреждением заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, могут обратиться только те юридические лица и граждане, права и обязанности которых затрагиваются кадастровой стоимостью.
Лишение собственника объекта недвижимости, на которого возложена обязанность по уплате налога на имущество, рассчитываемого из его кадастровой стоимости, права на обращение в суд с административным исковым заявлением по итогам рассмотрения Бюджетным учреждением заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в том числе и в случае, когда такое заявление подано физическим или юридическим лицом, не имеющим прямой материальной заинтересованности в ее пересмотре, и не имеющим возможности обратиться в суд, влечет за собой нарушение положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положения главы 22 указанного Кодекса, регулирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в том числе, государственных бюджетных учреждений, на которые возложена обязанность по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Указанной главой, в частности, предусматривается, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выводы суда первой инстанции о том, что для соблюдения установленного законом внесудебного порядка пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N административный истец должен обратиться в Бюджетное учреждение в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона N 237-ФЗ, с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в размере 502 237 460 рублей 19 копеек, приведут к повторному выяснению вопроса об обоснованности выделения оценочной группы 2300 в перечне групп, созданных при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, и затягиванию возникшего спора о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости в сторону ее увеличения являются ошибочными.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в принятии иска к производству суда, в связи с чем, определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определила:
определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2024 года отменить, административный материал NМ-401/2024, которым отказано в принятии административного искового заявления акционерного общества "Независимая финансовая группа" к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Городское управление кадастровой оценки" о признании незаконным решения, возложении обязанности исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и восстановить в ЕГРН сведения о ранее утвержденной кадастровой стоимости объектов недвижимости направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.