Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ехаловой Ю.А, судей Бутковой Н.А, Шеповаловой О.А, с участием прокурора Капсамун И.С, при секретаре судебного заседания - Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-332/2024 по апелляционной жалобе Юркевич Ольги Изяславовны на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2024 года, которым в удовлетворении ее административного искового заявления к Территориальной избирательной комиссии N 6 о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, отказано.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, объяснения представителя административного истца, действующей также в интересах заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" - Покровской О.Л, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N 6 - Бокмельдер Г.И. и представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии - Зацепы О.О, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Территориальной избирательной комиссии N 6 от 30 июля 2024 года N 59-2 Юркевич Ольге Изяславовне отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 (л.д. 8-11).
Юркевич О.И. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 6 от 30 июля 2024 года N 59-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 Юркевич Ольги Изяславовны", обязать данную комиссию зарегистрировать ее кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18.
В обоснование заявленных административных исковых требований Юркевич О.И. указала, что в Территориальную избирательную комиссию N 6 были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, в том числе уведомления Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о проведении конференции по вопросу выдвижения кандидата в депутаты Юркевич О.И, направленные 14 июня 2024 года и 17 июня 2024 года в Территориальную избирательную комиссию N 6.
Решение Территориальной избирательной комиссии N 6 от 30 июля 2024 года N 59-2 об отказе в регистрации Юркевич О.И. основано на том, что о проведении заседания Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", на котором проходило выдвижение кандидата в депутаты Юркевич О.И, Санкт-Петербургская избирательная комиссия не извещалась.
Вместе с тем, поскольку решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 04 июня 2024 года N 88-2 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 возложены на Территориальную избирательную комиссию N 6, Санкт-Петербургская избирательная комиссия не является избирательной комиссией соответствующего уровня в силу требований, установленных подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Полагает, что указанные в оспариваемом решении основания о не уведомлении Санкт-Петербургской избирательной комиссии о проведении заседания Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении Юркевич О.И. кандидатом в депутаты не могут являться основанием к отказу в регистрации.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2024 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На состоявшееся решение административным истцом Юркевич О.И. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованным лицом Санкт-Петербургской избирательной комиссией поданы письменные возражения, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Юркевич О.И. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" извещение о заседании 20 июня 2024 года, на котором будет рассмотрен вопрос о выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не направляло, что является нарушением положений подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях), и пришел к выводу о том, что у Территориальной избирательной комиссии N 6 в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и подпункта "в" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6) были основания для отказа в регистрации Юркевич О.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 24 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
В соответствии с подпунктом 31 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 Санкт-Петербургская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" и Законом Санкт-Петербурга N 81-6 назначает и организует повторные выборы и дополнительные выборы.
Исходя из пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 на выборах Санкт-Петербургская избирательная комиссия является вышестоящей избирательной комиссией для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургской избирательной комиссией принято решение от 04 июня 2024 года N 88-1 "О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18".
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 04 июня 2024 года N 88-2 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 возложены на Территориальную избирательную комиссию N 6.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В пункте 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6, для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Как следует из положений подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
Как указано в оспариваемом решении Территориальной избирательной комиссии N 6 от 30 июля 2024 года N 59-2, 18 июля 2024 года Юркевич О.И. уведомила Территориальную избирательную комиссию N 6 о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 от избирательного объединения Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Из выписки из протокола избирательного объединения N 71 от 20 июня 2024 года следует, что Юркевич О.И. выдвинута Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 на собрании Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", состоявшемся 20 июня 2024 года.
22 июля 2024 года Юркевич О.И. представила в избирательную комиссию документы для регистрации.
Территориальная избирательная комиссия N 6 30 июля 2024 года, руководствуясь подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом "в" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6, приняла решение N 59-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 Юркевич Ольги Изяславовны".
Основанием для отказа в регистрации явилось несоблюдение избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" требований к выдвижению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 на дополнительных выборах, назначенных на 08 сентября 2024 года, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, первоначально направленная председателем Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Шишловым А.В. 14 июня 2024 года в адрес Территориальной избирательной комиссии N 6 содержала в себе информацию о проведении заседания 17 июня 2024 года, на котором будет рассмотрен вопрос о выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 (л. д. 45).
Впоследствии от имени заместителя председателя Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Покровской О.Л. 17 июня 2024 года посредством электронной почты в Территориальную избирательную комиссию N 6 направлено два извещения, содержащих информацию о проведении 20 июня 2024 года заседания Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на котором будет рассмотрен вопрос о выдвижении кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 (л.д. 47, 48, 49).
Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривается административным истцом, извещение о заседании 20 июня 2024 года Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не поступало (л.д. 89).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о несоблюдении в данном случае требований подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты.
Поскольку именно Санкт-Петербургская избирательная комиссия в данном случае является избирательной комиссией соответствующего уровня, которую политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" было обязано известить Санкт-Петербургскую избирательную комиссию о проведении мероприятия, связанного с выдвижением своего кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня его проведения, то есть, не позднее 18 июня 2024 года.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Законом Санкт-Петербурга N 81-6 не определено понятие "избирательная комиссия соответствующего уровня" судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку Законом Санкт-Петербурга N 81-6 императивно установлено, что именно Санкт-Петербургская избирательная комиссия назначает и организует дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Поскольку имело место нарушение положений подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, что в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и подпункта "в" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 является основанием отказа в регистрации кандидата, у Территориальной избирательной комиссии N 6 не имелось законных оснований для регистрации Юркевич О.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18.
Доводы административного истца об обязанности Территориальной избирательной комиссии N 6 переадресовать в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" извещение Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" Санкт-Петербургской избирательной комиссии также несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права, регулирующих избирательные правоотношения. В частности, подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях не предусмотрена процедура уведомления одной избирательной комиссией другой избирательной комиссии о проведении мероприятий политическими партиями, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Обжалуемое решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, регулирующих избирательные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сводятся к повторению позиции, изложенной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юркевич Ольги Изяславовны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.