Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Рукавишникова Е.А, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-194/2024 по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия электрических сетей о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18 декабря 2023 года N 362-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальным унитарным предприятием электрических сетей (г. Дивногорск, ИНН 2446001206), по апелляционной жалобе Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 02 мая 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, муниципального унитарного предприятия электрических сетей Гончаровой Е.В, Фоткова И.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
министерством тарифной политики Красноярского края 18 декабря 2023 года вынесен приказ N 362-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальным унитарным предприятием электрических сетей (г. Дивногорск, ИНН 24460012)" (далее - приказ N 362-п).
Муниципальное унитарное предприятие электрических сетей (далее - МУПЭС, Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 362-п. В обоснование заявленных требований указывает, что необходимая валовая выручка организации определена с нарушением Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э. Указывает, что были определены в экономически необоснованном размере расходы по следующим статьям затрат: "Амортизация", "Налог на имущество", "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы", "Выпадающие доходы/экономия средств".
Решением Красноярского краевого суда от 02 мая 2024 года административный иск удовлетворен, приложения NN 2, 3, 4 к приказу N 362-п признаны недействующими.
Не согласившись с решением суда, представителем Министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца. Не согласен с позицией суда относительно статьи расходов "выпадающие доходы/экономия средств", полагая, что суд исходит из неправильного применения норм материального права. Указывает, что экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования при установлении тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размеры вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учитываются в необходимой валовой выручке регулируемой организации на следующие периоды регулирования, что отражено в экспертном заключении. Также отмечает о противоречивости выводов суда, поскольку в решении указано, что отсутствие в экспертном заключении детальных расчетов по каждому виду затрат не свидетельствует об определении расходов по вышеуказанной статье в экономически необоснованном размере.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в деле, представлено возражение, в котором считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Представитель Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцева О.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители муниципального унитарного предприятия электрических сетей Гончарова Е.В, Фотков И.О, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно части 3 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п к полномочиям Министерства относится установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru и по этим основаниям не обжалуется.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно материалам дела Предприятие является единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа город Дивногорск, в состав которого входят населенные пункты "адрес".
28 апреля 2023 года МУСЭП обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифов на теплоснабжения методом индексации установленных тарифов на 2024-2026 годы.
Рассмотрев данное заявление и представленные документы, тарифным органом принят оспариваемый Приказ N 362-п.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
Исходя из содержания пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).
Рассмотрев доводы административного иска в части расходов по статьям "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Амортизация основных средств и нематериальных активов", "Налог на имущество организаций", "Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя", краевой суд правильно не нашел оснований для признания их экономически необоснованными.
Сторонами выводы суда в данной части не оспариваются.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком неверно определены расходы по статье "Выпадающие доходы/экономия средств".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Тарифный орган по данной статье затрат уменьшил необходимую валовую выручку Предприятия на 2024 год в размере (-) 973100 тысяч рублей, с учетом необоснованно полученных доходов от реализации тепловой энергии в размере 58003, 32 тысяч рублей, а также в связи с ограничением изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, расходы в размере 915096, 68 тысяч рублей на 2024 год, которые признаны обоснованными и подлежащими учету при тарифном регулировании в долгосрочном периоде регулирования 2025-2026 годов.
Согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Указом Губернатора Красноярского края от 15 декабря 2023 года N 358-уг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2024 года по 2028 год. Для города Дивногорска установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (процентов) с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 0, с 01.07.2024 по 31.12.2024 -7 %.
Из приведенных положений законодательства следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.
Вместе с тем, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
При этом, как верно указано Красноярским краевым судом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Так, Законом Красноярского края от 01 декабря 2014 года N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждаемых губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 данного Закона Красноярского края, в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Вместе с тем, орган регулирования при снижении экономически обоснованных расходов Общества на сумму 915 096, 68 тысяч рублей не подтвердил ее соответствующими расчетами, обосновывающими необходимость снижения до указанных размеров с целью соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и экспертное заключение по рассмотрению дела N108-23п не содержит такой информации.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда и по существу повторяют позицию стороны в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 02 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.