Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-35/2024 по административному исковому заявлению Петухова А.А. о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 25 декабря 2023 года N 571-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск", по апелляционной жалобе административного истца Петухова А.А. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 мая 2024 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решения суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N РЯГД-30-1 принят нормативный правовой акт от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск" (далее - Правила благоустройства), который опубликован 02 июля 2021 года в издании "Эхо столицы" N 43.
Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2023 года N РЯГД-4-3 принят нормативный правовой акт от 25 декабря 2023 года N 571-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск" (далее - нормативный правовой акт N 571-НПА), который опубликован 26 декабря 2023 года в издании "Эхо столицы" N 95.
Статья 4 Правил благоустройства изложена в следующей редакции:
1. Под границами прилегающей территории понимается линия, определяющая пределы территории, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку.
2. Балансодержатели, собственники, владельцы, пользователи, арендаторы зданий, строений, сооружений, земельных участков осуществляют мероприятия по содержанию и развитию благоустройства в границах прилегающей территории, определенной в соответствии с настоящими Правилами.
3. Границы прилегающих территорий определяются в соответствии с настоящими правилами, за исключением случаев, установленных в части 4 настоящей статьи.
4. При невозможности определения границ в соответствии с настоящими правилами в связи с особенностями расположения здания, сооружения, земельного участка, границы прилегающей территории устанавливаются на карте-схеме, представляющей собой изображение границ прилегающей территории.
Карта-схема границ прилегающей территории утверждается правовым актом Окружной администрации города Якутска по заявлениям заинтересованных лиц в течение 10 рабочих дней со дня их поступления. Правовой акт Окружной администрации города Якутска об установлении границ прилегающей территории может быть обжалован физическими и юридическими лицами в судебном порядке.
5. Границы прилегающей территории определяются путем установления расстояния в метрах:
1) от границ земельного участка - в отношении здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) от границ здания, строения, сооружения - в иных случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей части.
6. Расстояние до внешней границы прилегающей территории определяется в следующем порядке:
1) для индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки - 10 метров;
2) для многоквартирных домов - 40 метров;
3) для нежилых зданий, пристроенных к многоквартирным домам, - 40 метров;
4) для зданий, в которых располагаются образовательные, спортивные, медицинские организации, торговые организации, культурно-развлекательные организации, организации социально-бытового назначения - 40 метров по периметру стен здания, а в случае наличия парковки для автомобильного транспорта - 40 метров от внешней границы парковки;
5) для торговых объектов - 40 метров, для нестационарных торговых объектов - 15 метров;
6) для отдельно стоящей рекламной конструкции - 5 метров от границ основания рекламной конструкции;
7) для автостоянок - 25 метров;
8) для промышленных объектов, включая объекты захоронения, хранения, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, - 50 метров;
9) для объектов капитального строительства, строительство которых не завершено, - 15 метров;
10) для автозаправочных станций - 50 метров;
11) для розничных рынков - 25 метров;
12) для контейнерных площадок - 10 метров;
13) для кладбищ - 15 метров;
14) для гаражей, гаражно-строительных кооперативов - 20 метров;
15) для участков, находящихся на территориях садоводческих и огороднических товариществ - 10 метров от границ участков.
Петухов А.А. обратился в суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта N 571-НПА, ссылаясь на то, что указанные изменения значительно ухудшили права и обязанности граждан, проживающих в городе Якутске и являющихся владельцами земельных участков, а также недвижимости на территории городского округа "город Якутск". Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилам содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 мая 2024 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Петухов А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что в данном случае административный ответчик путем внесения изменений в ранее действующие правила благоустройства города Якутска в нарушение норм федерального законодательства накладывает на собственников недвижимого имущества дополнительные обязанности по содержанию территории, владельцем которой является окружная администрация города Якутска. Полагает, что судом не была учтена правовая позиция вышестоящих судов по вопросу включения в правила благоустройства положений, ограничивающих права собственников и предписывающие им выполнение работ, не связанных с содержанием принадлежащего им имущества.
На апелляционную жалобу представителями административных ответчиков Якутской городской Думы Томским И.А. представлен отзыв, окружной администрации города Якутска Илларионовым А.С. представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Правила благоустройства территории муниципального образования, как это определено в абзаце 21 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу требований пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно Уставу городского округа "город Якутск" город Якутск является муниципальным образованием. Якутская городска Дума является представительным органом городского округа "город Якутск".
Судом первой инстанции проанализированы доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его обнародования, который принят уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу одиннадцатому статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны выполнять иные требования, предусмотренные данным кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 1, 13 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования в числе прочего могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, положениями федерального законодательства предусмотрена обязанность собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков принимать участие, в том числе финансовое, в содержании территории, прилегающей к соответствующим объектам (за исключением собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), в порядке, который определяется правилами благоустройства территории муниципального образования.
В настоящем случае представительный орган местного самоуправления, определив в части 2 статьи 4 Правил благоустройства субъектный состав юридических и физических лиц обязанных осуществлять мероприятия по содержанию и развитию благоустройства в границах прилегающих территорий, не исключил из их числа собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
Такое правовое регулирование не только нарушает права собственников помещений, но и принято с превышением компетенции органа местного самоуправления в сфере благоустройства, которому предоставлено лишь право предусмотреть порядок и формы участия в содержании прилегающих территорий.
Вывод суда о том, что данными Правилами благоустройства на собственников и или иных владельцев помещений в многоквартирных домах не возложена обязанность по уборке и содержанию иной территории, кроме земельных участков, которые не образованы либо образованы по границам таких домов, со ссылкой на статью 60.1 Правил благоустройства ошибочен, поскольку это норма права регулирует субъектный состав лиц, уполномоченных на уборку дворовой территории.
Понятие дворовой территории и прилегающей территории не идентичны. Прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается многоквартирный дом, входящему в состав общего имущества собственников.
Кроме того, случаи участия собственников и иных законных владельцев зданий (помещений), строений и сооружений, земельных участков в содержании прилегающей территории и порядок участия должны быть определены правилами благоустройства, возникшая в силу федерального закона обязанность указанных лиц участвовать в содержании прилегающих территорий должна быть установлена с определением конкретных форм и объема такого участия.
Однако, в нормативном правовом акте N 571-НПА, в статье 4 Правил благоустройства не установлены случаи и порядок участия граждан в реализации указанных мероприятий, что порождает правовую неопределенность в вопросе о том, какие конкретно обязанности, связанные с благоустройством и содержанием объектов благоустройства на прилегающих территориях, обязаны совершать участники правоотношений при применении настоящих Правил благоустройства.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а административное исковое заявление Петухова А.А. подлежит частичному удовлетворению.
Нормативный правовой акт N 571-НПА подлежит признанию недействующим в той мере, в которой статья 4 не устанавливает порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству прилегающей территории, и не содержит указания на отсутствие обязанности принимать участие в содержании прилегающей территории у собственников или иных законных владельцев помещения в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с даты вынесения апелляционного определения.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Петухова А.А, удовлетворить частично.
Признать недействующим с даты вынесения апелляционного определения нормативный правой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2023 года N 571-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск" в той мере в которой статья 4 не устанавливает порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству прилегающей территории, и не содержит указания на отсутствие обязанности принимать участие в содержании прилегающей территории у собственников или иных законных владельцев помещения в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Петухова А.А. отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в печатном издании "Эхо столицы" в течение месяца с даты вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи А.В. Бутырин
Е.А. Рукавишников
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.