Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Сучковой Е.Г, при секретаре судебного заседания Хмаровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества "Бизнес центр Фрунзе 5", закрытого акционерного общества "ИнвестСити" к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2024 годы, по апелляционной жалобе департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 19 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Луковниковой С.К, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей административных истцов Салтанова Р.В, Теркулова Р.Р, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) за период с 2016 по 2023 годы приняты следующие приказы: 29 декабря 2016 года N 3643 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - Приказ N 3643, Перечень на 2017 года), 27 декабря 2017 года N 5872 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее - Приказ N 5872, Перечень на 2018 год); 19 декабря 2018 года N 5375 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее - Приказ N 5375, Перечень на 2019 год); 20 декабря 2019 года N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Приказ N 5183, Перечень на 2020 год); 24 декабря 2020 года N 4018 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Приказ N 4018, Перечень на 2021 год); 29 декабря 2021 года N 4986 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее - Приказ N 4986, Перечень на 2022 год); 29 декабря 2022 года N 3956 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее - Приказ N 3956, Перечень на 2023 год); 27 декабря 2023 года N 4402-НПА "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" (далее - Приказ N 4402-НПА, Перечень на 2024 год).
В Перечень на 2017 год, в том числе включены объекты недвижимости: помещение с кадастровым номером N, входящее в состав здания с кадастровым номером N; помещение с кадастровым номером N, входящее в состав здания с кадастровым номером N; в Перечни на 2018 - 2024 годы, в том числе включен объект недвижимости: здание, с кадастровым номером N.
Акционерное общество "Бизнес центр Фрунзе 5" (далее - АО "Бизнес центр Фрунзе 5"), закрытое акционерное общество "ИнвестСити" (далее -ЗАО "ИнвестСити") обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту о признании недействующими: пункты 2363-2370 в части указания здания с кадастровым номером N, пункт 2371 приложения к Приказу N 3643; пункт 145 приложения к Приказу N 5872; пункт 142 приложения к Приказу N 5375; пункт 139 приложения к Приказу N 5183; пункт 139 приложения к Приказу N 4018; пункт 139 приложения к Приказу N 4986; пункт 138 приложения к Приказу N 3956; пункт 132 приложения к Приказу N 4402-НПА.
Требования мотивированы тем, что в оспариваемые пункты Перечней включено здание с кадастровым номером N, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N (Перечень на 2017 г.), расположенные по адресу: "адрес".Административные истцы являются собственниками нежилых помещений, находящихся в здании с кадастровым номером N, либо являлись собственниками таких помещений в течение налогового периода, на который распространяется действие Перечней. АО "Бизнес центр Фрунзе 5" являлось собственником помещения с кадастровым номером N, которое 29 ноября 2023 года разделено на два отдельных помещения с кадастровыми номерами N и N. ЗАО "Инвест Сити" является собственником помещения с кадастровым номером N с 11 сентября 2018 года. Считают, что здание с кадастровым номером N, как и нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, на момент их включения в соответствующие Перечни, не отвечали признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Определение вида фактического использования здания с кадастровым номером N и помещений в нем не проводилось, следовательно, на момент издания оспариваемых Приказов оснований для включения указанных объектов недвижимости в Перечни на 2017 - 2024 годы не имелось. Административные истцы применяют упрощенную систему налогообложения, поэтому включение спорных объектов недвижимости в Перечни обязывает их уплатить налог на имущество организаций в повышенном размере.
Решением Новосибирского областного суда от 19 апреля 2024 года административное исковое заявление АО "Бизнес центр Фрунзе 5", ЗАО "ИнвестСити" удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель Департамента Луковникова С.К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству в связи с наличием оснований для применения к спорному зданию положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает, что основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствовали.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административных истцов АО "Бизнес центр Фрунзе 5", ЗАО "ИнвестСити" Салтановым Р.В, участвующим в деле прокурором Парыгиной И.В. представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что нормативные правовые акты, отдельные положения которых оспариваются, приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования и правил введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
ЗАО "ИнвестСити" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, входящего в состав здания с кадастровым номером N с 11 сентября 2018 года. АО "Бизнес центр Фрунзе 5" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, входящего в состав здания с кадастровым номером N.
Здание с кадастровым номером N имеет наименование "Административное здание. Офис с торгово-выставочным залом", площадью 19250, 7 кв.м, здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "занимаемый административным зданием с пристройкой", расположенного в границах участка, ориентир административное здание. Здание расположено по адресу: "адрес".
Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что здание с кадастровым номером N, а также расположенное в нем нежилое помещение с кадастровым номером N не соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 ноября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 названных пунктов).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений федерального законодательства в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Как указано выше, нежилое здание, с кадастровым номером N, наименование "Административное здание. Офис с торгово-выставочным залом", назначение нежилое, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, который имеет вид разрешенного использования: занимаемый административным зданием с пристройкой.
На момент издания оспариваемых нормативных правовых актов действующие и подлежащие применению классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540, и классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, не предусматривали такого вида разрешенного использования земельного участка как "занимаемый административным зданием с пристройкой".
Таким образом, указанный вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать вывод о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и зданий иного назначения, которые Налоговым кодексом Российской Федерации и региональным законодательством относятся к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта недвижимости исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или в документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, указывающие на размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания площадью не менее 20 процентов общей площади здания.
Наименование нежилого здания с кадастровым номером N в Едином государственном реестре недвижимости - "Административное здание. Офис с торгово-выставочным залом".
Из технического паспорта на здание, по состоянию на 19 июля 2005 года, следует, что наименование здания - "Административное здание. Офис с торгово-выставочным залом", согласно экспликации к поэтажному плану, основными помещениями в здании являются - кабинет, кладовая, подсобное, коридор, тамбур, туалет, раздевалка, моечная, душевая, комната, кухня; помещения с наименованием "торговый зал" составляют общую площадь 989 кв.м, что составляет 5, 24 процентов от общей площади здания (19250, 7 кв.м).
Из технического паспорта на спорное помещение следует, что наименование помещения - нежилое помещение, согласно экспликации к поэтажному плану, помещение в основном состоит из коридоров, подсобных помещений, кладовых, кабинетов, душевых, складов, раздевалок, спортивных залов.
Судом первой инстанции были исследованы договоры аренды, которые не подтверждают использование нежилых помещений в здании в качестве офисных не менее 20 процентов.
Наименование здания, техническая документация на здание и помещение в нем не позволяют отнести здание к административно-деловым или торговым центрам, суд первой инстанции правильно указал, что федеральный законодатель не отождествляет понятия "офисное здание" и "административное здание".
Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, включить спорное здание в Перечни не позволяли ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения Единого государственного реестра недвижимости и технической документации на здание и помещение в нем, что предполагало в силу приведенных положений налогового законодательства необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения в оспариваемые Перечни не проводились.
Административным ответчиком в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для включения их в Перечни.
С учетом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данное здание не могло быть включено в Перечни без проведения мероприятий по фактическому использованию спорного здания.
Не могут быть приняты во внимание ссылки на сведения из сети Интернет о целях использования здания, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании таких сведений, кроме того, такие сведения нельзя признать информативными.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Также суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействующим пунктов 2363-2370 Перечня на 2017 год, поскольку их положения не применялись и не могут применяться к административным истцам, они не являются субъектами отношений, регулируемых данными пунктами, их права не нарушаются указанием в вышеуказанных пунктах кадастрового номера здания, в котором расположено помещение, принадлежащее им.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 19 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.И. Захаров
Е.Г. Сучкова
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.