Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Дайс А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2024 по административному исковому публичного акционерного общества "Россети Сибирь" об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 года N 526/67 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2023 - 2027 годы", приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 года N 527/67 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области" в части, по апелляционным жалобам публичного акционерного общества "Россети Сибирь", Региональной энергетической комиссии Омской области, апелляционному представлению прокуратуры Омской области на решение Омского областного суда от 18 апреля 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Третьяковой, представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгоновой Ж.К, прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 года N 526/67 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2023 - 2027 годы (далее - приказ N 526/67).
Пунктом 17 таблицы 1 приложения N 1 к приказу N 526/67 установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации для публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (филиал - "Омскэнерго) в размере 6 011 450, 09 тысяч рублей.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 ноября 2022 года N 527/67 утверждена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области (далее - приказ N 527/67).
Пунктом 1 приложения N 1 к приказу N 527/67 установлен базовый уровень подконтрольных расходов для публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (филиал - "Омскэнерго) в размере 2 793, 68 млн. рублей.
Пунктом 15 приложения N 2 к приказу N 527/67 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь на 2023 год для публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (филиал - "Омскэнерго) в размере 6 011 450, 09 тысяч рублей.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) с учетом уточнений обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 17 таблицы 1 приложения N 1 к приказу N 526/67, пункта 1 приложения N 1, пункта 15 приложения N 2 к приказу N 527/67, как несоответствующим требованиям нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Считает, что административным ответчиком при установлении величины экономически обоснованного базового уровня подконтрольных расходов и величины необходимой валовой выручки на 2023 год неверно приняты расходы по статьям затрат: расходы на услуги производственного характера, оказываемые ПАО "Россети" по осуществлению технического надзора на объектах электросетевого хозяйства общества, расходы на услуги производственного характера, оказываемые АО "Техническая инспекция ЕЭС" по оценке технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередач и определению уровня готовности общества (в том числе филиала ПАО "Россети Сибирь-Омскэнерго") к отопительному сезону 2020-2023, расходы на ремонт основных фондов, расходы на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, а также расчет предпринимательской прибыли.
Решением Омского областного суда от 18 апреля 2024 года административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны недействующими со дня принятия.
Представителем ПАО "Россети Сибирь" на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда. Не согласны с выводами суда о правомерном исключении расходов на услуги производственного характера, оказываемые ПАО "Россети" по осуществлению технического надзора, дополнительно указывая, что вывод суда о дублировании функций филиала "Омскэнерго" носят предположительный характер и не основаны на материалах тарифного дела. Также просит исключить выводы об обоснованном непринятии расходов на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров, поскольку это нарушает требования пунктов 15, 16 Основ ценообразования о формировании размера расходов на первый год (базовый) на экономически обоснованном уровне. Кроме того, указывает, что из решения суда не усматривается, что судом дана оценка расходам по статье "расчетная предпринимательская прибыль".
Не согласившись с решением суда, представителем Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, Комиссия) также подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить его, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Относительно вывода суда о доказанности расходов на услуги производственного характера АО "Техническая инспекция ЕЭС" указывает, что данные расходы принять не представляется возможным ввиду того, что предметом договора является: оценка технического состояния основанного электротехнического оборудования и линий электропередач, а также определение текущего уровня готовности заказчика за отопительные сезоны 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 годы, при этом стоимость по договору определена общая, без разбивок по мероприятиям. Также считает неверным вывод суда о том, что действующим законодательством не предусмотрен алгоритм формирования расходов по статье "ремонт основных средств" с использованием фактических данных за предыдущие периоды регулирования, поскольку это опровергается положениями пункта 31 Основ ценообразования. Указывает, что Обществом не представлены документы, отражающие и подтверждающие расходы на иные годы (2024-2027 годы), что не позволяет органу регулирования определить расходы на ремонтные работы на весь долгосрочный период регулирования.
На указанное решение суда участвовавшим в деле прокурором подано апелляционное представление, в котором просит изменить мотивировочную часть решения суда. Полагает, что расходы на услуги по осуществлению технического надзора, оказываемые ПАО "Россети" являются документально подтвержденными затратами, связанными с регулируемой деятельностью административного истца, в связи с чем подлежат включению в необходимую валовую выручку. Считает, что административным ответчиком правомерно приняты затраты на ремонт как среднее арифметическое значение фактических затрат за последние три года с учетом индекса потребительских цен. Относительно расчета расходов на предрейсовые и послерейсовые медосмотры считает, что он выполнен административным ответчиком неверно, поскольку законодательством предусмотрена обязанность работодателя организовать его проведение. Также указывает, что в решении суда не дана оценка доводам по расчетной предпринимательской прибыли.
В суде апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Сибирь" Третьякова О.А. доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика просила отказать.
Представитель РЭК Омской области Шамгонова Ж.К, участвующая в деле с использованием систем видеоконференц-связи, поддержала доводы апелляционной жалобы Комиссии в полном объеме, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В суде апелляционной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А. доводы апелляционного представления поддержала.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 Положения о РЭК Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Положения, к полномочиям РЭК Омской области в области государственного регулирования в электроэнергетике относится, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Из материалов дела следует, что филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" является обособленным подразделением ПАО "Россети Сибирь" и является территориальной сетевой организацией, оказывающей слуги по передаче электрической энергии на территории Омской области.
29 апреля 2022 года Общество обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии на 2023-2027 годы.
По итогам рассмотрения заявления органом регулирования приняты оспариваемые приказы. Анализ экономической обоснованности предложения Общества изложен в экспертном заключении по делу N 03-03/47.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.
Обществом в составе работ и услуг производственного характера заявлены расходы по технологическому надзору на 2023 год в размере 3530, 50 тысяч рублей.
Тарифным органом данные расходы не приняты в полном объеме.
Суд первой инстанции, считая обоснованным отказ РЭК Омской области о включении затрат по указанной статьей расходов, посчитал, что данные расходы фактически дублируют функции, выполняемые работниками административного истца, работы по договору направлены на дополнительный контроль общества в части выполнения сотрудниками обязанностей по проведению мероприятий технического надзора на объектах электросетевого хозяйства, что не предусмотрено нормативными правовым актами в сфере тарифного регулирования.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами.
В силу требований пункта 1.5.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229 (действующих на момент принятия оспариваемых актов) на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Пунктом 1.6.2 названных Правил предусмотрено, что за техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных работ отвечает собственник.
В обоснование объема затрат по названной статье расходов регулируемой организацией представлен пакет документов, в том числе, подтверждающих договорные отношения с ПАО "Россети" на осуществление технического контроля, в отсутствие в Обществе специализированного персонала, уполномоченного на его осуществление.
27 декабря 2017 года между ПАО "Россети", в лице директора филиала ПАО "Россети" - Центр технического надзора (исполнитель) и ПАО "МРСК Сибири" (заказчик) заключен договор возмездного оказания услуг по осуществлению технического надзора (том 1 л.д. 185-189).
Предметом договора является осуществление исполнителем технического надзора на объектах электросетевого хозяйства заказчика. Технический надзор включает в себя участие в расследовании причин аварий, плановые проверки производственной деятельности, комплексные, целевые, документарные, выборочные проверки работающих на объектах бригад.
01 апреля 2013 года, 16 декабря 2013 года между ПАО "Россети", в лице директора филиала ПАО "Россети" - Центр технического надзора (исполнитель) и ПАО "МРСК Сибири" (заказчик) также были заключены договоры возмездного оказания услуг по осуществлению технического надзора (том 3 л.д. 226-230, 234-237).
Приказом ОАО "МРСК Сибирь" от 22 февраля 2013 года в связи с созданием филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Центр технического надзора с 08 мая 2013 года в штатное расписание исполнительного аппарата ОАО "МРСК Сибирь" внесены изменения, исключены департамент технической инспекции в количестве 4 штатных единиц, отдел технического аудита в количестве 6 штатных единиц (том 3 л.д. 211, 212).
Приказом ПАО "Россети Сибирь" от 29 декабря 2021 года утверждено штатное расписание исполнительного аппарата ПАО "Россети Сибирь" с 01 января 2022 года (том 4 л.д. 44).
В штатном расписании отсутствуют департаменты, отделы, управления или отдельные должности, осуществляющие технический надзор, контроль на объектах электросетевого хозяйства Общества (том 4 л.д. 45-62).
Основные задачи и функции, определенные Положением об Управления производственной безопасности и производственного контроля (находится в материалах тарифной заявки в электронном виде, том 3 л.д. 122) не свидетельствует о дублировании и осуществления работниками данного Управления технического надзора, осуществляемого в рамках договор возмездного оказания услуг по осуществлению технического надзора. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что регулируемой организацией представлен пакет документов, в том числе, подтверждающих договорные отношения с ПАО "Россети" на осуществление технического контроля, отсутствие в Обществе специализированного персонала, уполномоченного на его осуществление, судебная коллегия считает, что расходы, связанные с договором возмездного оказания услуг по осуществлению технического надзора от 27 декабря 2017 года подлежали включению в необходимую валовую выручку в экономически обоснованном размере.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы РЭК Омской области о несогласии с выводами суда о доказанности административным истцом экономической обоснованности расходов на услуги производственного характера, оказываемые АО "Техническая инспекция ЕЭС", суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как указано выше, в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (подпункт 1 пункта 28 Основ ценообразования).
Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 года N 543 утверждены Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 данных Правил, оценка готовности и оценка риска нарушения работы осуществляются Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно на основании результатов проводимого им мониторинга риска, осуществляемого в соответствии с разделом II настоящих Правил.
При оценке готовности устанавливается уровень готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - уровень готовности), определяемый Министерством энергетики Российской Федерации в зависимости от индекса готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - индекс готовности), рассчитываемого по результатам мониторинга риска нарушения работы в соответствии с разделом II настоящих Правил. Значения индекса готовности, соответствующего уровням готовности "Готов", "Готов с условиями", "Не готов", определяются методикой (пункт 5 Правил).
Их пункта 9 Правил следует, что мониторинг риска нарушения работы осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации с привлечением системного оператора и иных экспертных организаций.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что решение о готовности и результаты оценки уровня риска оформляются приказами Министерства энергетики Российской Федерации с указанием в них информации о неготовности объектов оценки, относящихся к субъекту электроэнергетики (при наличии), при этом решение о готовности сопровождается выдачей паспорта готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 года N 1233 утверждена Методика проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - Методика).
Согласно пункту 2.1 Методики, расчет индекса готовности проводится Министерством энергетики Российской Федерации на основании результатов предварительных расчетов индексов готовности объектов оценки готовности и субъектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется оценка готовности, полученных от системного оператора в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации.
В обосновании расходов по данной статьей, административным истцом представлен договор возмездного оказания услуг от 26 мая 2020 года, заключенного между ПАО "МРСК Сибирь" и АО "Инспекция по контролю технического состояния объектов электроэнергетики".
Согласно техническому заданию, являющегося приложением к указанному выше договору, в состав услуг входят услуги по оценке технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередачи заказчикам и определению текущего уровня готовности филиалов заказчика к работе в отопительные сезоны 2020-2021 гг, 2021-2022 гг, 2022-2023 гг.
В пояснительной записке Общество (том 3 л.д. 122), обосновывая необходимость данных расходов, указывает, что филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" вносит в информационную систему Минэнерго России сведения о расчете технического состояния функциональных узлов объектов электросетевого хозяйства. При этом, на уровне филиала проведение расчетов индекса готовности не представляется возможным, так как филиала не располагает соответствующим программным обеспечением, в связи с чем АО "Инспекция по контролю технического состояния объектов электроэнергетики", выполняет в информационной системе Минэнерго России предварительный расчет показателей индекса технического состояния электротехнического оборудования, линий электропередач, выдают замечания и рекомендации, а также выполняют предварительное определение текущего уровня готовности к работе в отопительный сезон.
Проанализировав указанные выше положения федерального законодательства в сфере оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, договор от 26 мая 2020 года, областной суд пришел к правильному выводу о том, что расчет индекса готовности к работе в отопительный сезон относится к обязанностям Министерства энергетики Российской Федерации и оказание услуг по определению текущего уровня готовности ПАО "Россети Сибирь" к отопительным сезонам 2020-2021 гг, 2021-2022 гг, 2022-2023 гг. дублирует функции Минэнерго России.
Судебная коллегия также отмечает, что законодательством на правообладателей электросетевого хозяйства не возложена обязанность проведения предварительного расчета показателей индекса технического состояния электротехнического оборудования, линий электропередач, а также предварительного определения текущего уровня готовности к работе в отопительный сезон.
Областной суд также обоснованно посчитал, что стороной административного истца не доказана необходимость привлечения сторонней организации для проведения оценки технического состояния основного электротехнического оборудования, линий электропередач, так как данные работы проводится работниками Общества.
Однако, несмотря на данные выводы, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы тарифного органа в данной части и посчитал доказанной экономическую обоснованность понесенных ПАО "Россети Сибирь" расходов по договору, заключенному с АО "Инспекция по контролю технического состояния объектов электроэнергетики".
ПАО "Россети Сибирь" расходы на ремонт основных средств заявлены в размере 1435344, 92 тысячи рублей, РЭК Омской области данные расходы приняты в размере 373204, 47 тысяч рублей.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на ремонт основных средств.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; 2) цены, указанные в пункте 29 настоящего документа.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В качестве подтверждения затрат на ремонт административным истцом представлены пояснительная записка, перспективные графики капитального ремонта оборудования на 2023 год, сметные расчеты на капитальный ремонт, укрупненный расчет ремонтной программы на 2023 год, перспективный план ремонта на 2023 год.
При этом, документов, отражающих и подтверждающих необходимость проведения ремонта основных средств в иные годы долгосрочного периода регулирования (2024-2027 гг.) Обществом в тарифный орган не представлено.
Поскольку документы, представленные административным истцом в обоснование суммы затрат, не соответствует пункту 29 Основ ценообразования, то РЭК Омской области самостоятельно произвел расчет затрат по данному параметру исходя из среднего значения фактически выполненных ремонтных работ за 3 предыдущих года (2019, 2020, 2021) с применением индекса потребительских цен.
Судебная коллегия полагает расчет тарифного органа обоснованным, доказательств, опровергающих расчет регулирующего органа, ПАО "Россети Сибирь" не представлено.
Согласно пункту 17 Правил государственного регулирования цен к заявлению об установлении тарифов регулируемые организации прилагают как расчет расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности, так и экономическое обоснование исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета). В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных названными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил государственного регулирования цен).
Выводы суда о том, что экспертами РЭК Омской области при необходимости могли быть запрошены дополнительные сведения и материалы, в том числе графики ремонтных работ на 2024-2027 годы являются неверными.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов обязанность предоставить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, обосновывающие материалы для установления уровня тарифов, возложена на организацию, осуществляющую регулируемую деятельность.
В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы (пункт 19 Правил регулирования тарифов).
Из содержания изложенных норм следует, что неисполнение регулируемой организацией обязанности предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа, имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств. При этом на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, тогда как регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
Заслуживают внимание доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" в части расходов на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Согласно пункту 7 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н (действовавшего на момент принятия оспариваемых приказов) проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя.
Регулируемой организацией расходы на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров заявлены в размере 12315, 49 тысяч рублей, РЭК Омской области приняты в размере 4836, 24 тысяч рублей.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что тарифный орган принял данные расходы исходя из расходов, понесенных Обществом в 2021 году.
В пояснительной записке ПАО "Россети Сибирь" при подаче тарифной заявки указано, что в 2021 году проводились только предрейсовые осмотры.
В суде первой и апелляционной инстанциях сторона административного истца также пояснила, что в 2021 году проведение послерейсовых осмотров не осуществлялось в связи с недостаточностью заложенных в тарифе средств на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров.
Данные обстоятельства РЭК Омской области не опровергнуты.
Учитывая, что законодательством предусмотрена обязанность работодателя проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, наличие представленных тарифному органу договоров на оказание соответствующих услуг, проведение РЭК Омской области расчета по данной статье затрат исходя их фактически понесенных Обществом расходов за 2021 год является необоснованным.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации включается, в том числе расчетная предпринимательская прибыль. Расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.
Учитывая, что расходы на услуги производственного характера, оказываемые ПАО "Россети", расходы на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров подлежат включению в необходимую валовую выручку в экономически обоснованном размере, расчетная предпринимательская деятельность также подлежит перерасчету.
Вместе с тем, учитывая наличие иных допущенных административным ответчиком при расчете оспариваемого тарифа нарушений, установленных судом, с оценкой которых судебная коллегия согласилась, приведенные ошибочные выводы суда не повлекли принятия неправильного по существу судебного решения, основанием для его отмены не являются.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 18 апреля 2024 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 14 августа 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.