Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД МОМВД России "Уваровский" ФИО5 на вступившее в законную силу решение судьи Мучкапского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2023 года, вынесенное в отношении Коновальцева Александра Васильевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника ОГИБДД МОМВД России "Уваровский" Тамбовской области от 30 августа 2023 года Коновальцев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3100 рублей.
Решением судьи Мучкапского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2023 года указанное постановление отменено, производство прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник ОГИБДД МО МВД России "Уваровский" ФИО6 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит об отмене решения судьи районного суда.
Коновальцев А.В, извещенный о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 26 октября 2020 года N 438 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Приказом Минтранса России от 28 октября 2020 года N 440 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Согласно пункту 1 приложения N 2 к данному приказу оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с классификацией, установленной подпунктом 1.1 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 (ТР ТС 018/2011), к категории М2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
В силу примечания к Приложению N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 года N 855 "Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия" модификации транспортного средства категории M2 или M3 с уменьшенным числом посадочных мест до 8 и менее продолжают относиться в категории M2 и M3 соответственно.
Из материалов данного дела следует, что основанием для привлечения Коновальцева А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили обстоятельства о том, что 25 августа 2023 года управлял транспортным средством УАЗ 220695-04, регистрационный номер N, принадлежащий на праве собственности "ООО Юго-Восточная агрогруппа", без тахографа.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что транспортное средство УАЗ 220695-04, государственный регистрационный знак N, относится к транспортным средствам категории М1 и не подлежит оснащению тахографом, также указал, что сведений о том, что транспортное средство используется для регулярных пассажирских перевозок, материалы дела не содержат.
Однако по делу не учтено следующее.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат перечисленные в статье 26.1 названного кодекса обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Согласно карточки учета транспортного средства и свидетельства о регистрации ТС транспортное средство УАЗ 220695-04, государственный регистрационный знак N, относится к транспортным средствам категории М2. Изменений в сведения о категории транспортного средства не вносились, в установленном законом порядке, диагностическая карта на транспортное средство N N, со сроком действия 09 августа 2024 года, данных об изменении категории транспортного средства также не подтверждает.
Выводы судьи районного суда о том, что транспортное средство УАЗ 220695-04, государственный регистрационный знак N, относится к транспортным средствам категории М1 и не подлежит оснащению тахографом и наличии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа с прекращением производства по делу сделаны без надлежащего исследования и правовой оценки фактических обстоятельств дела и без соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Такое рассмотрение судьей районного суда жалобы, поданной в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях. В ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2023 года, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Коновальцева А.В. подлежит изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, и выводов о том, что транспортное средство УАЗ 220695-04, государственный регистрационный знак N, относится к транспортным средствам категории М1 и не подлежит оснащению тахографом.
В остальной части указанный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России "Уваровский" ФИО7 удовлетворить частично.
Решение судьи Мучкапского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2023 года, вынесенное в отношении Коновальцева Александра Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
- производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
- исключить из мотивировочной части данного судебного акта выводы о том, что транспортное средство УАЗ 220695-04, государственный регистрационный знак N, относится к транспортным средствам категории М1 и не подлежит оснащению тахографом.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебный акт изменил решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, установив, что срок давности истек. Суд указал на ошибки в квалификации транспортного средства и отсутствие состава правонарушения, что повлияло на законность предыдущего решения. В остальной части решение оставлено без изменения.