Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО4 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления ОАТИ г. Москвы N23-55-И01-00007/01 от 9 февраля 2023 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 19 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО СФК "Югстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника управления ОАТИ г. Москвы N23-55-И01-00007/01 от 9 февраля 2023 года ООО СФК "Югстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 19 марта 2024 года, вышеуказанное постановление изменено в части назначенного административного наказания - назначен административный штраф в размере 8000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник ФИО5 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене актов и прекращении производства по делу.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно представленным материалам на постановление заместителя начальника управления ОАТИ г. Москвы N23-55-И01-00007/01 от 9 февраля 2023 года защитником юридического лица в Никулинский районный суд г.Москвы подана жалоба в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 названного Кодекса жалоба подлежала рассмотрению по месту вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении.
Из представленных с жалобой материалов следует, что данное постановление вынесено заместителем начальника управления ОАТИ г.Москвы по адресу: г. Москва, ул. Русаковская, д. 1, который относится к юрисдикции Мещанского районного суда г. Москвы.
Указанные выводы соответствуют правовому подходу, сформулированному в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года, и находят отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.
Разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку они касаются порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Таким образом, жалоба на постановление заместителя начальника управления ОАТИ г. Москвы N23-55-И01-00007/01 от 9 февраля 2023 года рассмотрена судьей Никулинского районного суда г. Москвы с нарушением правил территориальной подсудности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Вышестоящая судебная инстанция при рассмотрении настоящего дела данному обстоятельству оценки не дала.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 19 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО СФК "Югстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Дело об административном правонарушении подлежит направлению на рассмотрение судье Мещанского районного суда г. Москвы на стадию принятия к производству жалобы защитника на постановление заместителя начальника управления ОАТИ г. Москвы N23-55-И01-00007/01 от 9 февраля 2023 года.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 19 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО СФК "Югстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", отменить.
Дело направить на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что рассмотрение дела об административном правонарушении было проведено с нарушением правил территориальной подсудности, что является существенным процессуальным нарушением. В связи с этим решения нижестоящих судов отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в соответствующий суд, уполномоченный рассматривать данное дело.