Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 января 2024 года по административному делу N 2а-682/2023 по административному исковому заявлению Люшенко Олега Олеговича к Межмуниципальному отделу МВД России "Вышневолоцкий", УМВД России по Тверской области, МВД России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, Управлению ФСИН России по Тверской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области и УФСИН России по Тверской области Ивановой К.Д, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя УМВД России по Тверской области Песковой Ю.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Люшенко О.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания под страже в размере 96 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в нарушение приказа МВД России от 19 октября 2019 года N 966, с учетом наличия у него хронических заболеваний, при нахождении в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий" он не был обеспечен положенной нормой питания, в некоторые дни был лишен обеда или ужина. В те дни, когда по приезду в ИВС сотрудники предоставляли ему обед или ужин, питание было холодным.
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 13 сентября 2023 года административные исковые требования удовлетворены, признаны ненадлежащими условия при содержании Люшенко О.О. под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в части необеспечения горячим питанием либо индивидуальным рационом питания (сухим пайком) перед этапированием в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий".
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в его пользу взыскана компенсация в размере 4 000 рублей.
Также, признаны ненадлежащими условия содержания Люшенко О.О. под стражей в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий" в части не обеспечения горячим питанием либо индивидуальным рационом питания сухим пайком перед этапированием в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области; горячим питанием, а также повышенной нормой питания.
С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Люшенко О.О. взыскана компенсация в размере 13 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 января 2024 года решение суда первой инстанции изменено, из резолютивной части решения из второго и четвертого абзацев исключена фраза "либо индивидуальным рационом питания (сухим пайком)".
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Тверской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм процессуального и материального права.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 06 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (пункт 2).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
В силу пункта 9 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (статья 22 Федерального закона N 103-ФЗ).
Согласно пунктами 42 и 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
В силу пункта 302 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года N 140-дсп, обязанность по обеспечению подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в изоляторах, питанием возлагается на орган - отправитель.
В приложении N 6 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" содержатся рационы питания и порядок обеспечения ими осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, когда невозможно приготовление горячей пищи по нормам питания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально?бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Согласно пункту 1 Примечания к данному приложению таким рационом питания обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным, при этом обязанность по обеспечению питанием возлагается на орган - отправитель.
Пунктом 353 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110 предусмотрено, что подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора или в судебном заседании должны получить горячее питание по установленным нормам питания; при невозможности обеспечения горячим питанием они обеспечиваются сухим пайком.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 12 декабря 2019 года Люшенко О.О. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
На основании постановлений судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Люшенко О.О. неоднократно этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий", где находился в период с 26 по 27 октября 2022 года, с 8 по 11 ноября 2022, с 14 по 18 ноября 2022 года, с 5 по 9 декабря 2022 года, с 26 по 29 декабря 2022 года, 13 января 2023 года, с 17 по 19 января 2023 года, с 25 по 27 января 2023 года, с 1 по 3 февраля 2023 года, с 14 по 17 февраля 2023 года, с 20 по 21 февраля 2023 года, а всего в течение 36 дней.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области нарушено право Люшенко О.О, убывающего из следственного изолятора, на обеспечение горячим питанием (обедом) по установленным нормам, чем нарушены его права на надлежащие условия содержания под стражей.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах административного дела и доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определен судом с учётом степени причиненных административному истцу страданий, длительности нарушений, в связи с чем, оснований для его изменения не усматривается.
Мотивы, по которым суды обеих инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили судебные акты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Позиция административного ответчика, отраженная в кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, и оснований, предусмотренных статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Нарушений, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.