Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 22 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 02 апреля 2024 года по административному делу N 2а-95/2024 по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о возложении обязанности принять меры по расселению граждан из аварийного жилья.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области принять меры по расселению граждан из аварийного жилья - дома "адрес", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 22.12.2017 N N-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, срок переселения проживающих в нем граждан установлен в 2022 году. При обследовании жилого дома установлено, что основные несущие строительные конструкции в процессе длительного срока эксплуатации утратили свои первоначальные технико-эксплуатационные качества, имеют значительный износ, а выявленные дефекты свидетельствуют об исчерпании несущей способности у части несущих конструкций, что создает угрозу обрушения здания. Не исполнение административным ответчиком своих обязанностей по немедленному расселению жителей дома нарушает жилищные права граждан, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 22 января 2024 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 02 апреля 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части срока, в течение которого Администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области должна принять меры по расселению граждан из аварийного жилья - дома "адрес", установив данный срок - незамедлительно после вступления решения в законную силу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3, 5-9 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в пункте 47 Положения.
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайных ситуаций, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заключения межведомственной комиссии от 15 декабря 2017 года N N Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р, согласно которому двухэтажный жилой "адрес", 1959 года постройки, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок переселения проживающих в нем граждан - 2022 год.
25 октября 2023 года в Сафоновскую межрайонную прокуратуру Смоленской области поступило обращение граждан, проживающих в "адрес" (квартиры N N) о проведении проверки соблюдения Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" требований федерального законодательства на предмет расселения граждан из указанного аварийного дома.
В ходе проверки установлено, что согласно техническому заключению N-Т3.21, составленному АО "Смоленский Промстройпроект" в 2017 году, основные несущие строительные конструкции указанного жилого дома в процессе длительного срока эксплуатации утратили свои первоначальные технико-эксплуатационные качества, имеют значительный износ, выявленные дефекты свидетельствуют об исчерпании несущей способности у части несущих конструкций и опасности обрушения, общее состояние которых является аварийным. Физический износ здания составляет 75%, здание находится в аварийном состоянии, эксплуатационные характеристики исчерпаны, восстановление и ремонт экономически нецелесообразны.
Данное техническое заключение явилось основанием для принятия межведомственной комиссией заключения N от 15 декабря 2017 года о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Жилой дом N "адрес" состоит из восьми квартир, которые находятся в собственности физических лиц.
В региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023, утвержденную постановлением администрации Смоленской области от 29 марта 2019 года N данный многоквартирный дом не включен.
Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области до настоящего времени расселение граждан из указанного дома не произведено.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами, исходил из того, что административным ответчиком действия по расселению граждан, проживающих в аварийном доме (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не производились, чем создана угроза жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что определение конкретных сроков отселения физических лиц, проживающих в жилом доме, признанного аварийным, относится к компетенции органов местного самоуправления. Однако такие сроки не должны быть произвольными, не основанными на объективных данных состояния дома, снижения уровня надежности, прочности и устойчивости его строительных конструкций, должны отвечать требования разумности и соответствовать целям реализации положений закона.
Принимая во внимание исключительные обстоятельства, связанные с наличием реальной опасности разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что установленный судом срок отселения граждан из указанного многоквартирного дома с очевидностью является чрезмерно длительным, а, следовательно, не может быть признан разумным.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию административного ответчика, заявленную им в судах нижестоящих инстанций, не содержат сведений об обстоятельствах, которые бы опровергали содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы, и фактически сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 22 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 02 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.