Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТУТТА" в лице конкурсного управляющего Панфиловой А.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 апреля 2024 года по административному делу N 2а-1379/2023 по административному исковому заявлению иску ООО "ТУТТА" к ОСП по ЦАО N 2 ГУФССП России по г. Москве, ГУФССП России по г. Москве об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТУТТА" (далее по тексту - Общество, административный истец) в лице конкурсного управляющего Панфиловой А.А. обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 2 ГУФССП России г. Москве Ефремовой М.А. от 26 января 2023 года о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в адрес Общества не поступала копия постановления о взыскании исполнительного сбора. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2021 года Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Обществом предприняты все необходимые меры по исполнению требований исполнительного документа, что не было учтено судебным приставом-исполнителем.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 апреля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ТУТТА" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе конкурсного управляющего ООО "ТУТТА" Панфиловой А.А ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм процессуального и материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
По общему правилу, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2021 года ООО "ТУТТА" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Панфилова А.А, член Союза "МЦАУ".
На основании исполнительного листа ФС N от 29 августа 2022 года, выданного Замоскворецким районным судом г. Москвы, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО N 2 ГУФССП России г. Москве от 16 ноября 2022 года возбуждено исполнительное производство N N-ИП в отношении должника ООО "ТУТТА", предмет исполнения: восстановить Слипенчука М.Э. на работе в ООО "ТУТТА" в должности директора по развитию ОП "Москвы". Этим постановлением должнику установлен 5-ти дневный срок добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от направлена должнику почтовой корреспонденцией 20 декабря 2022 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 января 2023 года должнику установлен исполнительный сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа. Копия постановления направлена в адрес административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что о возбуждении исполнительного производства должник был уведомлен, требования исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, не исполнил, взыскатель Слипенчук М.Э. на работу фактически не восстановлен, документов, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа, не представил.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что, в соответствии с положениями статей 210-211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требование о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, вне зависимости от обжалования решения суда.
В силу статьи 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Установленные судами обеих инстанций обстоятельства подробно изложены в обжалуемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Как установлено судами нижестоящих инстанций, оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий, по истечении срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановлений о возбуждении исполнительного производства.
Доказательств наличия уважительных причин либо отсутствия вины должника в том, что требования исполнительного документа не были исполнены в срок, административным истцом не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Принимая во внимание, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке возможны исключительно в случае наличия ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТУТТА" в лице конкурсного управляющего Панфиловой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.