Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Красносельского муниципального района Костромской области на решение Красносельского районного суда от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 22 апреля 2024 года по административному делу N 2а-62/2024 по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области к администрации Красносельского муниципального района о возложении обязанности организовать водоснабжение жителей деревни Карнахино.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Смирновой М.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц, в котором просил возложить обязанность на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение в деревне Карнахино.
Требования мотивированы тем, что на территории деревни Карнахино, в нарушение требований действующего законодательства, не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение.
По факту выявленного нарушения 17 августа 2023 года административному ответчику внесено представление, которое не исполнено.
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 18 января 2024 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 22 апреля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Красносельского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации Красносельского муниципального района Костромской области ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив, в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17названного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила водоснабжения).
В соответствии с пунктом 71 Правил в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 72 Правил водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством РФ. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (пункт 74 Правил).
Законом Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-3KO "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения", Уставом муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от 25.02.2021 N 652, организация нецентрализованного холодного водоснабжения при отсутствии на территории (части территории) поселения, входящего в состав района, централизованной системы холодного водоснабжения, возложена на администрацию Красносельского муниципального района.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение приведенных норм административным ответчиком на территории деревни Карнахино не организовано водоснабжение (подвоз питьевой воды не осуществляется, отсутствуют общественные (питьевые) колодцы, единственный имеющийся в деревне колодец располагается на земельном участке, принадлежащем СНТ "Покша", и не является общедоступным), что свидетельствует о нарушении прав жителей на обеспечение питьевой водой. Схемой водоснабжения и водоотведения Красносельского муниципального района территория деревни Карнахино Боровиковского сельского поселения не охвачена централизованной системой водоснабжения. В качестве источников водоснабжения в указанном населенном пункте используются подземные воды, а водозаборными источниками являются шахтные колодцы.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что на территории деревни Карнахино имеется источник нецентралированного водоснабжения (колодец), расположенный на территории СНТ "Покша", з/у 192, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.
В целом доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу, повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанции по настоящему делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красносельского районного суда от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 22 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Красносельского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.