Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Гершензона Льва Михайловича по доверенности адвоката Шарапова Ильнура Ильгизовича на решение Тверского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 ноября 2023 года по административному делу N 2а-210/2023 по административному исковому заявлению Гершензона Льва Михайловича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральному агентству в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) об оспаривании действий (бездействие), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д. и представителя Роскомнадзора Субракова Е.М. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гершензон Л.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 августа 2022 года о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу http://thetruestory.news/, об оспаривании бездействия Роскомнадзора в виде ненаправления уведомлений об ограничении доступа к сайту, действий в виде внесения сайта в Реестр и направлении по системе взаимодействия опреаторам связи требования прокурора и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что он является создателем независимого новостного агрегатора "The True Story", который собирает материалы - новости из СМИ и авторских каналов, объединяет их в новостные сюжеты. Ресурс заработал 22 августа 2022 года. В Telegram сервисе указанный агрегатор доступен в виде канала, а также на интернет-сайте http://thetruestory.news/. 25 августа 2022 года на основании оспариваемого требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации операторы связи стали ограничивать доступ пользователей к сайту. Ограничение доступа к сайту, а также последующие действия Роскомнадзора ограничивают права на свободное выражение мнения и свободу массовой информации.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Гершензона Л.М. адвоката Шарапова И.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Гершензона Л.М. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм процессуального и материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что блокирование сайта является нарушением права на свободу выражения мнения, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Сайт не содержал информацию, которая на законных основаниях могла быть запрещена к распространению. Напротив, на сайте публиковалась законная информация авторитетных средств массовой информации и мнения по различным общественно-политическим вопросам.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 01 июля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, части 1, 4 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Закон об информации) предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
В силу части 1 статьи 15.3 Закона об информации в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Для целей настоящей статьи под распространяемой с нарушением закона информацией понимаются, в том числе, распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленная на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях.
В соответствии со статьёй 15.3-2 Закона об информации, в случае установления факта неоднократного распространения на информационном ресурсе информации, указанной в статьях 15.1, 15.1-1, 15.3 и (или) 15.3-1 настоящего Федерального закона, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу (часть 1).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к информационному ресурсу, указанному в данном обращении (далее - требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа). Требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию (часть 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гершензон Л.М. является администратором и владельцем домена http://thetruestory.news/.
В ходе мониторинга сети "Интернет" Генеральной прокуратурой Российской Федерации произведен осмотр Интернет-ресурса http://thetruestory.news/, на котором выявлены неоднократные публикации, содержащие признаки дискредитации действий Вооруженных сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также недостоверная общественно значимая информация, в частности: "Старье, которое убивает. Вместо "высокоточного оружия" Россия воюет в Украине старым советским арсеналом, который подходит только для уничтожения всего живого (в том числе и напавших). Исследование "Новой газеты. Европа"; "СБУ: ФСБ планировала организовать в центре Украины постановочные "акции протеста" ко Дню Независимости"; "ВСУ уничтожили командный пункт и склад боеприпасов армии РФ в Чернобаевске - украинские военные".
25 августа 2022 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации вынесено оспариваемое требование N постоянному ограничению доступа к информационным ресурсам, расположенным по электронному адресу http://thetruestory.news/.
Данное требование направлено в Роскомнадзор для принятия мер по постоянному ограничению доступа к информации, размещенной в сети Интернет на указанном сайте, который произвёл ограничение доступа к данному информационному ресурсу.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным должностным лицом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах компетенции при наличии законных оснований. Роскомнадзор действовал на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий. Процедура постоянного ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, факты неоднократного распространения запрещённой информации подтверждены представленными доказательствами. Должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Роскомнадзора не совершено каких-либо неправомерных действий, нарушающих права и законные интересы административного истца.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что информация, размещенная на Интернет-ресурсе http://thetruestory.news/, в силу части 1 статьи 15.3 и части 1 статьи 15.3-2 Закона об информации, правомерно отнесена к неоднократно распространяемой с нарушением закона информации и подлежит постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу, поскольку под видом достоверных сообщений содержит признаки дискредитации действий Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также недостоверную общественно значимою информацию, создающую угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена оценка информационного ресурса, размещенной в нём информации и подтверждено наличие неоднократного размещения запрещённой информации, содержащей заведомо ложные сведения, создающей угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Доводы кассационной жалобы о нарушении административными ответчиками процедуры уведомления о необходимости удаления запрещённой информации были предметом судебного разбирательства в судах обеих инстанций и обоснованно признаны несостоятельными.
В целом доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную в судах обеих инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гершензона Л.М. адвоката Шарапова И.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.