N 88а-20239/2024
19 августа 2024 года г. Москва
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Войта И.В, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области на апелляционное определение судьи Тамбовского областного суда от 22 апреля 2024 года по административному делу N 13 а-19/2024 по заявлению судебного пристава- исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Черемисиной Светланы Сергеевны о процессуальном правопреемстве по исполнительному производству,
УСТАНОВИЛ:
Решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 05 июля 2023 года по административному делу N 2а-289/2023 на администрацию Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу провести обследование "детского игрового комплекса", расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский радон, р.п. Дмитриевка, ул. Державинская, на предмет отнесения к недвижимому имуществу, по итогам которого решить вопрос о регистрации права собственности на указанный объект.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 ноября 2023 года возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Черемисина С.С. обратилась в суд с заявлением в рамках указанного исполнительного производства о замене стороны должника - администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области процессуальным правопреемником - администрацией Никифоровского муниципального округа Тамбовской области.
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов Никифоровского муниципального округа Тамбовской области от 20 сентября 2023 года N 22 администрация Никифоровского муниципального округа Тамбовской области является правопреемником администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области.
Определением судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 13 февраля 2024 года в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказано, на том основании, что администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области находится в стадии ликвидации и на момент рассмотрения заявления о правопреемстве сведения об исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) отсутствуют.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 22 апреля 2024 года определение судьи суда первой инстанции отменено, произведена замена стороны должника администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области её правопреемником - администрацией Никифоровского муниципального округа Тамбовской области.
В кассационной жалобе администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения судьёй суда апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судьёй апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии со статьёй 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов
административного истца (часть 1).
В случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство (часть 4).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные с пункте 27 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 КАС РФ, п. 1 ч. 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Законом Тамбовской области от 10 мая 2023 N 303-3 "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Никифоровского района Тамбовской области" всех поселения, входящие в состав Никифоровского района Тамбовской области объединены во вновь образованное муниципальное образование - Никифоровский муниципальный округ Тамбовской области без изменения границ муниципального округа.
В состав территории Никифоровского муниципального округа района входят территории рабочего поселка Дмитриевка и сельские населенные пункты, не являющихся муниципальными образованиями.
Вновь образованное муниципальное образование, в результате объединения поселений, наделено статусом муниципального округа с наименованием - Никифоровский муниципальный округ (ч. 2 ст. 1 Закона).
Решением Совета депутатов Никифоровского муниципального округа Тамбовской, области от 20 декабря 2023 г. N 109 "О ликвидации администрации Никифоровского района Тамбовской области, администрации поселений Никифоровского района Тамбовской области и Финансового управления Никифоровского района Тамбовской области" ликвидирована администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области.
Решением Совета депутатов Никифоровского муниципального округа Тамбовской области от 21 ноября 2023 г. N63 "О создании администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области" учреждена администрация округа, которая приступила к выполнению полномочий органа местного самоуправления с 1 января 2024 года.
Отменяя определение судьи первой инстанции, и удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве, судья апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенных выше нормативных правовых актов, исходил из того, что вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона.
Реорганизация Администраций городских и сельских поселений как юридических лиц не освобождает администрацию вновь образованного муниципального округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований.
Выводы судьи апелляционной инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела.
В рассматриваем случае выбытие стороны исполнительного производства обусловлено исключением его публичной функции, связанной с компетенцией в отношении предмета исполнения, и передачей данной функции на основании закона другому публичному субъекту - Никифоровскому муниципального округу.
Таким образом, на основании нормативного правового акта осуществлена передача полномочий от одного публичного органа другому, что и обусловило правопреемство в силу данного нормативного правового акта.
Обязанности, вытекающие из осуществления соответствующей функции, в том числе наложенные по решению суда, также следуют такой передаче полномочий в порядке их перераспределения. Данное обстоятельство является основанием для правопреемства на стадии исполнительного производства. Иное означало бы отсутствие у первоначального должника определенных законодательством в области местного самоуправления полномочий, функций и средств для исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем, решение суда осталось бы неисполненным. Указанное противоречило бы требованиям статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей обязательность судебных актов и их неукоснительное исполнение.
Доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области не завершена и запись о ликвидации в ЕГРЮЛ запись не внесена, были предметом апелляционного рассмотрения дела и обоснованно признаны несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемом судебном акте.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судьи Тамбовского областного суда от 22 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья И.В. Войта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.