Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей: Шамрай М.С, Ивановой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приймак Ольги Евгеньевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и к Публичному акционерному обществу "Т Плюс" о корректировке сведений персонифицированного учета, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приймак О.Е. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и к ПАО "Т Плюс" о корректировке сведений персонифицированного учета, указав в обоснование заявленных требований, что 27 октября 2022 г. истец обратилась в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Владимирской области от 2 ноября 2022 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности.
Истец просила суд возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 4 сентября 1991 по 5 июля 1995 г, с 16 января 1997 г. по 18 июня 2007 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ (в настоящее время - ПАО "Т Плюс" филиал "Владимирский"); признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 26 ноября 2022 г.; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 26 ноября 2022 г.; возложить на ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" обязанность выдать уточняющую справку, подтверждающую льготный характер работы за спорные периоды; обязать ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" выдать уточняющую справку, подтверждающую льготный характер работы за периоды с 4 ноября 1991 г. по 5 июля 1995 г, с 16 января 1997 г. по 18 июня 2007 г.; обязать ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Владимирский" представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета на истца, проставить коды в графе "особые условия труда" индивидуального лицевого счета о специальном стаже истца за спорные периоды; обязать ответчика принять и разнести на лицевой счет корректирующие формы сведений персонифицированного учета о специальном стаже истца за спорные периоды с кодом "особые условия".
Определением суда от 17 января 2023 г. в порядке правопреемства в связи с реорганизацией произведена замена ответчика ГУ ОПФР по Владимирской области на ОСФР по Владимирской области.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 26 июля 2023г, с учетом определений об устранении описок от 27 сентября 2023 г. и 24 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 28 февраля 2024 г, исковые требования Приймак О.Е. удовлетворены частично. На ОСФР по Владимирской области возложена обязанность включить в специальный стаж Приймак О.Е, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда, периоды работы электрослесарем, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики Владимирской ТЭЦ (филиал "Владимирский" ПА О "Т Плюс") с 4 сентября 1991 г. по 5 июля 1995 г, с 16 января 1997 г. по 30 сентября 1998 г, с 1 ноября 1998 г. по 28 февраля 2000 г, с 1 мая 2000 г. по 30 июня 2000 г... с 1 декабря 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 июня 2001 г. по 30 сентября 2001 г, с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 апреля 2002 г. по 30 июня 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 1 сентября 2002 г, с 3 сентября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 апреля 2003 г. по 28 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 31 октября 2005 г, с 12 января 2006 г. по 31 января 2007 г, с 1 марта 2007 г. по 18 июня 2007 г. На ОСФР по Владимирской области возложена обязанность назначить Приймак О.Е. досрочную страховую пенсию по старости с 26 ноября 2022 г.
Исковые требования Приймак О.Е. к ПАО "Т Плюс" удовлетворены частично. На ПАО "Т Плюс" возложена обязанность представить в ОСФР по Владимирской области корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо Приймак О.Е, указав в графе "особые условия труда" код 2140000а-18455, за периоды с 4 сентября 1991 г. по 5 июля 1995 г, с 16 января 1997 г. по 30 сентября 1998 г, с 1 ноября 1998 г. по 28 февраля 2000 г, с 1 мая 2000 г. по 30 июня 2000 г, с 1 декабря 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 июня 2001 г. по 30 сентября 2001 г, с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 апреля 2002 г. по 30 июня 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 1 сентября 2002 г, с 3 сентября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 апреля 2003 г. по 28 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 31 октября 2005 г, с 12 января 2006 г. но 31 января 2007 г, с 1 марта 2007 г. по 18 июня 2007 г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований Приймак О.Е. к ОСФР по Владимирской области и к ПАО "Т Плюс" отказано. Суд взыскал с ОСФР по Владимирской области и с ПАО "Т Плюс" в пользу Приймак О.Е. судебные расходы по оплате государственной пошлины в равных долях, то есть по 150 руб. с каждого.
В кассационной жалобе ОСФР по Владимирской области просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что судом не учтено, что в должностные обязанности истца не входил ремонт оборудования, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, что подтверждается должностной инструкцией, исходя из которой, истец производила контроль за работой, обходы и осмотры оборудования силами оперативного и ремонтного персонала (каковым истец не являлась). При этом работодатель предусматривал льготное обеспечение в соответствии со Списком только электрослесарей по ремонту и обслуживанию автоматики и средств изменений электростанций. Показания свидетелей не являются допустимыми доказательствами в подтверждение характера работы. Также, кассатор обращает внимание на то, что карты аттестации рабочего места появились после окончания работы истца и не затрагивают спорный период. Полагает экспертное заключение ненадлежащим доказательством по делу, а выводы экспертов о том, что фактически выполнявшаяся истцом работа соответствовала профессии электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций является необоснованными. Отсутствуют доказательства полной занятости истца в особых условиях труда. Также обращено внимание на то, что уточняющая справка об особых условиях труда истца работодателем была отозвана.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (N). В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Приймак О.Е. 27 октября 2022 г. обратилась в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Владимирской области от 2 ноября 2022 г. N в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж истца не учтены спорные периоды работы с 4 сентября 1991 г. по 18 июня 2007 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики, поскольку работодателем ПАО "Т Плюс" уточняющая справка N от 15 февраля 2022 г. на истца отозвана, как выданная ошибочно, со ссылкой, что истец не работала во вредных условиях и права на льготное пенсионное обеспечение не имеет, в выписке из индивидуального лицевого счета данные периоды сданы страхователем без кода особых условий труда. Указанным решением ОСФР специальный стаж Примак О.Е. но Списку N не установлен.
В соответствии с записями в трудовой книжке, 4 сентября 1991 г. истец принята в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем 3 разряда по обслуживанию автоматики и средств измерений во Владимирскую ТЭЦ; 21 апреля 2000 г. присвоен 4 разряд электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений; 3 января 2002 г. присвоен 5 разряд электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции цеха тепловой автоматики и средств измерений; 18 июня 2007 г. уволена.
В период с 6 июля 1995 г. по 15 января 1997 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Также, судом установлено, что в спорные периоды работы истца Владимирская ТЭЦ переименовывалось и реорганизовывалось в филиал "Владимирская теплоэлектроцентраль ОАО "Владэнерго", ОАО "Владимиская генерирующая компания", Владимирский филиал ОАО "ТГК N", филиал "Владимирский" ОАО "Т Плюс" (ПАО "Т Плюс").
Согласно уточняющей справке от 30 августа 2021 г. N, выданной филиалом "Владимирский" ПАО "Т Плюс", Приймак О.Е. работала в спорные периоды электрослесарем, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики полный рабочий день, постоянно, что предусмотрено позицией N "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N.
Письмом от 29 марта 2022 г. филиала "Владимирский" ПАО "Т Плюс" вышеуказанная справка отозвана, как выданная ошибочно.
С учетом доводов и возражений сторон, судом по настоящему делу назначена судебная государственная экспертиза условий труда Приймак О.Е, проведение которой поручено Департаменту труда и занятости населения Владимирской области.
В соответствии с экспертным заключением, класс условий труда на рабочем месте "электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции", установленный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда, определен как вредный, что соответствует условию досрочного назначения страховой пенсии по старости по статье 30 Федерального закона N 400-ФЗ, что подтверждается картами N N и другими документами, представленными в деле.
Приймак О.Е. на рабочем месте "электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции" занята выполнением работ, предусмотренных Списком N, в течение полного рабочего дня (100% рабочего времени) с 4 сентября 1991 г. по 5 июля 1995 г, и с 16 января 1997 г. по 18 июнь 2007 г, что соответствует требованиям пункта 5, 15 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N и подтверждается картами N N.
Постановление Минтруда Российской Федерации N к рабочему месту "электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции" применимо частично - Приймак О.Е. занималась обслуживанием автоматики и средств измерений всех основных и вспомогательных цехов электростанции, а не только обслуживанием автоматики и средств измерений оборудования топливоподачи.
Приймак О.Е. работала с 4 сентября 1991 г. по 5 июля 1995 г. и с 16 января 1997 г. по 18 июня 2007г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ, что соответствует государственным нормативным требованиям, установленным для лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, в том числе заключение судебной государственной экспертизы условий труда Приймак О.Е, проведенной Департаментом труда и занятости населения Владимирской области, лицевые счета, расчетные листки, содержащие сведения о доплате за работу во вредных условиях, табели учета рабочего времени истца, должностные инструкции электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции, карты аттестации, пояснения допрошенного в судебном заседании эксперта ФИО13, и пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из доказанности факта выполнения Приймак О.Е. работы не менее 80% рабочего времени в периоды с 4 сентября 1991 г. по 5 июля 1995 г, с 16 января 1997 г. по 30 сентября 1998 г, с 1 ноября 1998 г. по 28 февраля 2000 г, с 1 мая 2000 г. по 30 июня 2000 г, с 1 декабря 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 июня 2001 г. по 30 сентября 2001 г, с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 апреля 2002 г. по 30 июня 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 1 сентября 2002 г, с 3 сентября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 апреля 2003 г. по 28 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 31 октября 2005 г, с 12 января 2006 г. по 31 января 2007 г, с 1 марта 2007 г. по 18 июня 2007 г. в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики Владимирской ТЭЦ (филиале "Владимирский" ПАО "Т Плюс"), предусмотренной разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N (позиция N).
Установив достаточность специального стажа с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая исковые требования Приймак О.Е. к ответчику ПАО "Т Плюс", суд первой инстанции, учитывая, что спорные периоды работы истца проходили во вредных условиях труда, в должности, предусмотренной Списком N 2, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности представить в ОСФР корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо - истца в графу "особые условия труда" с ко "адрес", за вышеуказанные спорные периоды в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что в соответствии с позицией 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
По смыслу приведенного положения лица, указанных в нем профессий, должны в установленных разделом XIII Списка N производствах выполнять работы по обслуживанию, ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
При этом согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. N 3 "О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", обязательным и необходимым условием для подтверждения права на досрочную трудовую пенсию по Списку N 2 разделу XIII код позиции N является занятость слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований на обслуживании, ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.
Данная позиция предполагает производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, при работе которого использовалось только твердое топливо, требующее для дальнейшей топливоподачи предварительное приготовление с использованием специального оборудования, что следует как из буквального толкования нормы, так и из ее смыслового толкования в корреспонденции с содержанием иных актов законодательства, в частности Нормативов численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 г. N 351/22-71 и сохранявших свое действие на день утверждения Списка N 2.
Таким образом, работа истца в должности электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерения согласно смысловому содержанию позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 дает ей права на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 2 от 26 января 1991 г. (позиция 2140000а- 18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство").
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что право на досрочное пенсионное обеспечение истца в связи с работой в тяжелых условиях подтверждено составленной филиалом "Владимирским" ПАО "Т Плюс" по результатам оценки условий труда картой N 0020041/2 от 17 июня 2023 г.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика об отсутствии доказательств выполнения истцом работ по Списку N 2 в течение полного рабочего времени, как опровергающиеся материалами дела: лицевыми счетами и расчетными листками по начислению заработной платы, согласно которым начисления производились за полный рабочий день, при этом истцу производилась надбавка за вредные условия труда; заключением судебной экспертизы, которой подтверждено, что истцом выполнялись работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня (не менее 80%). При этом отмечено отсутствие сведений о наличии у Приймак О.Е. занятости на иных работах, в том числе в связи с совмещением, совместительством, переводом на другую работу.
Признавая несостоятельными доводы ответчика о том, что экспертное заключение не может применяться в качестве допустимого доказательства при включении спорных периодов работы в стаж истца и для досрочного назначения пенсии, суд апелляционной инстанции указал, что именно с целью определения отношения работы истца в спорные периоды времени к работам, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и определения продолжительности рабочего времени истца, назначено проведение экспертизы условий труда, которое поручено Министерства труда и занятости населения Владимирской области. Оценка проведенному заключению судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Отклоняя доводы об отсутствии в сведениях персонифицированного учета данных о льготном характере работы истца и неуплате работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа во включении спорных периодов в льготный стаж, поскольку подача сведений в пенсионный орган и уплата страховых взносов относится к обязанности работодателя и не может препятствовать реализации работниками прав на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии но старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 стать 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В абзаце 3 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.
В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Приняв во внимание, что спорные периоды работы истца в особых условиях подтверждаются заключением судебной государственной экспертизы условий труда, проведенной Департаментом труда и занятости населения Владимирской области, лицевыми счетами, расчетными листками, содержащими сведения о доплате за работу во вредных условиях, табелями учета рабочего времени, должностными инструкциями электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции, картами аттестации, пояснениями эксперта ФИО13, суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, исходя из доказанности факта выполнения Приймак О.Е. работы не менее 80% рабочего времени.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда основаны не на свидетельских показаниях, а на совокупности представленных в дело доказательств, в том числе первичных документах, заключении судебной государственной экспертизы условий труда, проведенной Департаментом труда и занятости населения Владимирской области, пояснениях эксперта.
Доводы о том, что экспертное заключение является ненадлежащим доказательством по делу, являлись предметом исследования судов, обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается, принимая во внимание совокупность представленных в дело доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что в должностные обязанности истца не входил ремонт оборудования, средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, доводы об отсутствии доказательств полной занятости истца в особых условиях труда и пр, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В целом, доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 ГПК РФ, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.