Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каретниковой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области о перерасчете размера страховой пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-213/2024)
по кассационной жалобе Каретниковой Светланы Николаевны на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 18 апреля 2024 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каретникова С.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее - ОСФР по Смоленской области) о перерасчете размера страховой пенсии с 07.04.2023 с учетом повышения индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК), коэффициента повышения размера фиксированной выплаты в соответствии с положениями ч. 15, 17 ст. 15 и ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Ярцевского городского суда Смоленской области от 18.08.2023 пенсионным органом включен в стаж период ее работы с 12.06.1986 по 29.08.1986 в районном узле связи Тульской области на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначена досрочная страховая пенсия по старости с 07.04.2023. При исчислении размера пенсии ответчиком не применены коэффициент повышения ИПК, коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренные Законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку она имела право на выход на пенсию по достижении 54 лет в 2021 году, но отсрочила его, то при исчислении размера пенсии ей необоснованно ответчиком не применены названные коэффициенты.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 18 апреля 2024 года, в удовлетворении исковых требований Каретниковой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области о перерасч?те размера страховой пенсии отказано.
В кассационной жалобе Каретникова С.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает, что возможность перерасчета размера назначенной пенсии с учетом предусмотренных коэффициентов повышения, не поставлена в зависимость от вида назначенной пенсии. Также истец считает, что назначенная ей досрочная пенсия по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991г N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к страховой пенсии. Поскольку в резолютивной части решении Ярцевского городского суда Смоленской области от 18.08.2023 указано на основание назначение пенсии - положения ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", полагает, что вступившим в законную силу решением суда установлено право на досрочную страховую пенсия по старости в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 07.04.2023 Каретникова С.Н. обратилась в ОСФР по Смоленской области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, в чем ей решением пенсионного органа от 13.04.2023 отказано в связи с отсутствием права.
Вступившим в законную силу 26.09.2023 решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 18.08.2023, с учётом определения об исправлении описки от 06.10.2023, за Каретниковой С.Н. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; на ОСФР по Смоленской области возложена обязанность зачесть Каретниковой С.Н. период работы с 12.06.1986 по 29.08.1986 в качестве станционного электромонтера 3-го разряда Киреевского районного узла связи Тульского областного производственно-технического управления связи в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить Каретниковой С.Н. такую пенсию с момента обращения за ней, с 07.04.2023.
Решением ОСФР по Смоленской области от 11.10.2023 Каретниковой С.Н. назначена досрочная пенсия по старости в размере 19 510, 52 руб, в том числе, размер страховой пенсии по старости (ст. 15 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") - 11943, 19 руб, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (ч.1 ст. 16 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") - 7 567, 33 руб.
На обращение Каретниковой С.Н. 27.10.2023 с заявлением в ОСФР по Смоленской области о перерасчете пенсии с учетом применения повышающего коэффициента ввиду того, что она обратилась за пенсией позднее возникновения права на нее, пенсионным органом 11.12.2023 дан письменный ответ об отсутствии правовых оснований для исчисления пенсии с учетом повышающего коэффициента.
На основании ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 Каретникова С.Н, как лицо, подвергшее радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имела право на назначение досрочной пенсии по достижении возраста 54 лет с 01.04.2021, но за пенсией обратилась 07.04.2023 и с этой даты является получателем пенсии по старости на основании названного Закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициенты повышения ИПК и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяются при досрочно назначаемых страховых пенсиях по старости лицам, указанным в статьях 8, 30 - 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а условия пенсионного обеспечения Каретниковой С.Н. установлены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, в соответствии с положениями которого ей и назначена пенсия, правомерно признал, что оснований для исчисления пенсии с учетом спорных повышающих коэффициентов не имеется.
Таким образом, нарушений в исчислении размера пенсии по старости пенсионным органом не допущено и права истца не нарушены.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
В разделе 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 законодатель определилособенности пенсионного обеспечения гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
На основании ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1. При этом ее размер может быть исчислен по нормам Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В круге лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не поименованы граждане, пострадавшие в результате катастрофы на ЧАЭС, а установленные им пенсии по старости в размере, исчисленном с применением норм Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", финансируются за счет средств федерального бюджета. По достижении пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), получатели пенсии по старости вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч. 5 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
Суд пришел к выводу, что поскольку коэффициенты повышения ИПК и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяются при досрочно назначаемых страховых пенсиях по старости лицам, указанным в статьях 8, 30 - 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а условия пенсионного обеспечения Каретниковой С.Н. установлены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, не имеется правовых оснований для применения повышающих коэффициентов при исчислении пенсии истцу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка, приведенная выше.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно") позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 4 статьи 16 Законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с указанным Законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 данной статьи.
Суды пришли к правильному выводу, что указанные коэффициенты повышения применяются к лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости в соответствии с положениями статьи 8 или статьями 30-32 Федерального закона N 400-ФЗ.
При этом право на получение пенсии граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нормами Федерального закона N400-ФЗ не предусмотрено.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 28.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 определены общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями абзаца второго статьи 28.1 указанного Закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), получатели пенсии по старости вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (абзац 5 статья 28.1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1).
Довод жалобы о том, что решением суда, вступившим в законную силу, установлено право на досрочную страховую пенсия по старости в соответствии с положениями ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежит отклонению.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Между тем, истица на момент обращения в пенсионный орган 07.04.2023 не достигла общеустановленного пенсионного возраста.
В решении отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области о назначении пенсии от 11.10.2023 N 14642423 указано, что Каретниковой С.Н. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 13, 29, 30, 31, 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (л.д.43).
Таким образом, пенсия по старости, назначенная Каретниковой С.Н. в соответствии с решением суда до наступления общеустановленного пенсионного возраста, является социальной мерой защиты, предусмотренной государством для лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Пенсия по старости, установленная Каретниковой С.Н, не относится к страховой пенсии по старости, так как условия, в соответствии с которыми Каретникова С.Н. приобрела право на досрочное назначение пенсии по старости, не поименованы в статьях 30-32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Нормами Закона от 15.05.1991 N 1244-1 не предусмотрены компенсации при назначении пенсии позднее возникновения права на указанную пенсию.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каретниковой Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.