Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи ФИО3
судей ФИО2, ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к МВД России о признании незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете, по кассационной жалобе МВД России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции ФИО2, представителей МВД России ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ФИО9 адвоката ФИО8, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратился в суд с иском к МВД России о признании незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Требования мотивированы тем, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО9 в составе 4-х человек принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Оспариваемым решением истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. "г" п. 19 и п. 24 Правил, в связи с тем, что выявлен факт предоставления не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия ее на учет, а именно, не были представлены сведения о наличии в собственности супруги истца жилого помещения. Полагает данное решение незаконным, поскольку наличие этого помещения не имеет правового значения, так как не является жилым.
Решением Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Замоскворецкого районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, просила обжалуемое определение отменить, вынести новый акт об отказе в иске.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и проверяя законность судебных постановлений, состоявшихся по настоящему делу, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (часть 2 статьи 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением жилищной комиссии ГУ МВД России по "адрес" (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО9 поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ - на учете в МВД России.
Решением жилищной комиссии МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 с семьей в составе 4-х человек снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии подл, "г" п. 19 и п. 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов с внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документам, послуживших основанием для принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При принятии оспариваемого решения жилищная комиссия исходила из того, что при постановке на учет общая площадь жилых помещений, принадлежащих ФИО9 и членам его семьи, составляла по 57, 85 кв. м. на каждого, что превышает установленную законом норму 15 кв. м, поскольку на ФИО7 - супругу истца ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение общей площадью 198, 5 кв. м по адресу: "адрес", Наро-Фоминский р-он, д. Порядино, СНТ "Мосрентген", строение на участке 126. Данное жилое помещение при постановке истца на учет не учитывалось.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2).
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не были предоставлены сведения о принадлежащем супруге истца жилом помещении, с учетом которого семья истца являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 являлась собственником земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости по адресу: "адрес", Наро-Фоминский p-он, д. Порядино, СНТ "Мосрентген", участок 126:
Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства; Жилое строение без права регистрации проживания.
марта 2014 г. выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО7, в котором объектом права указано: здание, назначение: нежилое.
Статьей 16 Жилищного кодекса предусмотрено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно статье 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами (часть 9).
В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности (часть 10).
Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11).
Указанный Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ (статья 55).
Земельный участок, на котором расположено строение, имеет вид разрешенного использования: для садоводства.
Сведения о земельном участке и расположенном на нем жилом доме, внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, площадь вышеуказанного строения не должна была учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истца с семьей.
Указанные нормативные правовые положения судом первой инстанции учтены не были, в связи с чем решение суда подлежало отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанций, в жалобе не содержатся обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.
В соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется. Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела и не могут повлечь отмену состоявшегося судебного постановления, поскольку выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу МВД России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.