Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 декабря 2006 г. N Ф04-8527/2006(29525-А03-36)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайэнерго" в лице филиала "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 8 747 рублей 53 копеек убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей" от 05.05.92 N 431 за период с 01.11.03 по 31.12.03.
До принятия решения по делу истец увеличил исковые требования до 102 319 рубля 90 копеек в связи с увеличением периода задолженности с 01.11.2003 по 31.12.2004. Изменение размера иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к рассмотрению судом.
Решением от 28.08.2006 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены: с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Алтайкрайэнерго" взыскано 86 588 рублей 19 копеек убытков, в остальной части иска отказано. Суд исключил из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, истцом не представлены доказательства противоправности действий (бездействия) Минфина России, наличия виновности и причинной связи между действием ответчика и наступившими последствиями.
ОАО "Алтайэнерго" в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения от 28.08.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7154/06-15, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным, обоснованным, соответствующим нормам процессуального и материального права.
Как следует из материалов дела, АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" предоставляло льготы в виде 30% скидки по оплате электроэнергии многодетным семьям - гражданам Волчихинского района. За период с 01.11.03 по 31.12.04 истец предоставил льготы на сумму 102 319 рублей 90 копеек.
Истец, считая, что он понес убытки в указанной сумме, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержке многодетных семей" предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
В пункте 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.
Однако вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Иными правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов должен определяться Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск частично, исходил из того, что вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, поэтому затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
В пункте 18 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъектов Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах с учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, но при этом на федеральном уровне не приняты необходимые меры для устранения пробела в праве, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации является правомерным.
Суд обоснованно, с учетом положений статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, исключил из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. постановил:
решение от 28.08.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7154/06-15 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф04-8527/2006(29525-А03-36)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании