Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 марта 2010 г. по делу N А46-13645/2009
(извлечение)
Предприниматель Д. Д.В. (заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 7 868 802 руб. 83 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:090201:2004, расположенного по адресу: г. Омск, проспект К. Маркса, 18, и об обязании заинтересованного лица исключить указанную стоимость из кадастра.
Требования основаны на Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утверждённом приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Земельном кодексе Российской Федерации и мотивированы тем, что кадастровая стоимость названного земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости без надлежащего её утверждения нормативным правовым актом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области, предприниматель Ф. Д.Ю.
Решением от 29.09.2009 Арбитражного суда Омской области (судья З. С.Г.) заявление предпринимателя Д. Д.В. удовлетворено частично, действия Управления Роснедвижимости по Омской области признаны незаконными, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 09.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Д. Д.В. просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка не соответствуют действующему законодательству, так как государственная кадастровая оценка земельного участка с последующим утверждением её органом исполнительной власти не проводилась.
Кроме этого считает, что апелляционным судом неверно указано на пропуск срока на обжалование действий, поскольку о нарушении прав заявитель узнал только после получения ответа Управления Роснедвижимости по Омской области.
Отзывы на кассационную жалобу ответчик и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Предприниматель Д. Д.В., Управление Роснедвижимости по Омской области, Правительство Омской области, предприниматель Ф. Д.Ю. о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что предприниматель Д. Д.В. является собственником части (276/439 доли) земельного участка площадью 439 мI, с кадастровым номером 55:36:090201:2004, расположенного по вышеуказанному адресу.
25.05.2009 предприниматель Д. Д.В. направил в Управление Роснедвижимости по Омской области запрос за N 14-05-ю, в котором просил указать нормативный акт, на основании которого в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка.
В письме от 10.06.2009 N 01-19/951 заинтересованное лицо сообщило, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка, рассчитанная как сумма значений кадастровой стоимости входящих в него земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090201:2002 и 55:36:090201:2003, составляет 78 680 руб. 83 коп. и внесена 27.12.2007 в государственный земельный кадастр на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки населённых пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П) в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П.
Полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, предприниматель Д. Д.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Применив положения Правил N 316, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), суд первой инстанции указал, что результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Посчитав, что согласно постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П сначала проводилась оценка кадастровых стоимостей каждого земельного участка, а затем рассчитывались усреднённые показатели стоимости одного квадратного метра земель, суд пришёл к выводу об отсутствии у заинтересованного лица возможности определять кадастровую стоимость в указанном порядке.
Поэтому признал незаконными действия Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельных показателей кадастровой стоимости без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя Д. Д.В., апелляционный суд исходил из пропуска заявителем трёхмесячного срока, установленного законом для обращения в суд по такой категории дел.
Апелляционный суд также установил, что Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а после утверждения постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007 средних удельных показателей внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков, в том числе в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
В соответствии со статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено, что к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Правительство Омской области, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло Постановление N 174-П, которым утвердило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрёшенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Закона N 28-ФЗ, сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учётом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
При таких обстоятельствах заявитель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.
С учётом изложенного правомерен вывод суда апелляционной инстанции, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о земельных участках послужило постановление Правительства Омской области N 174-П, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд обоснованно признал не доказанным факт нарушения прав и законных интересов предпринимателя Д. Д.В. вследствие внесения 27.12.2007 в государственный земельный кадастр недвижимости оспариваемых сведений, не установил нарушений в действиях Управления Роснедвижимости по Омской области и сделал правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведённый в кассационной жалобе довод относительно недоказанности заинтересованным лицом нарушения заявителем трёхмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не принимает как основание к отмене (изменению) принятого по настоящему делу постановления апелляционной инстанции, так как с учётом изложенного он не влияет на выводы суда апелляционной инстанции по существу заявленных требований.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку при подаче настоящей кассационной жалобы предпринимателем Д. Д.В. государственная пошлина уплачена не была, то в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взыскивается с заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 09.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13645/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с предпринимателя Д. Д.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб.
Арбитражному суду Омской области выдать взыскателю исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2010 г. по делу N А46-13645/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании