Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2010 г. по делу N А46-4814/2009
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "КРИС-М" (далее - ЗАО "КРИС-М") обратилось в Арбитражный суд Омской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) с заявлением о признании незаконными действий Управления, совершенных 27.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110212:2, 55:36:110212:3, 55:36:11 02 12:4 (ранее 55:36:11 02 12:0002, 55:36:11 02 12:0003, 55:36:11 02 12:0004), обязании Управления внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости с учетом постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с обязательным указанием даты утверждения указанных сведений указанным постановлением, а именно - 26.11.2008.
К участию в деле третьими лицами привлечены: Правительство Омской области, администрация города Омска, общество с ограниченной ответственностью "Челси-2001".
Решением от 25.09.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "КРИС-М", заявитель, просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на то, что о нарушении своих прав действиями Управления общество узнало, ознакомившись с постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, опубликованным 30.11.2008, считает, что, обратившись в суд с заявлением 27.02.2009, заявитель процессуальный срок не пропустил.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункты 4, 6, 9.2, 9.9, 11.2, 11.4 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215. Полагает, что сведения о размере кадастровой стоимости земельных участков заявителя находятся в кадастре незаконно, поскольку внесены были 27.12.2007, без утверждения нормативным актом Омской области, кадастровая стоимость на момент ее внесения в кадастр не была утверждена постановлением 174-п.
Поскольку в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы Правительства Омской области и администрации города Омска на кассационную жалобу были направлены в суд без предоставления доказательства направления их лицам, участвующим в деле, суд кассационной инстанции не принимает во внимание данные отзывы.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что ЗАО "КРИС-М" на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 2310 кв.м. с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0002, площадью 9711,00 кв.м. с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0003, площадью 1748,00 кв.м. с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0004, имеющие почтовый адрес: Кировский административный округ, г. Омск, ул. 3-я Енисейская, д. 30.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 13.04.2006 N 36/06-8755 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0002 составляет 2 248 415,00 руб.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 28.06.2007 N 39/07-2031 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0003 составляет 9 442 105,00 руб.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 13.04.2006 N 36/06-8752 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0004 составляет 1 701 398,00 руб.
Заявитель, узнав, что кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:11 02 12:2 составляет 11 672 222,10 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5 052,91 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:11 02 12:3 составляет 49 016 466,72 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5 047,52 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:11 02 12:4 составляет 8 901 917,24 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5 092,63 руб., обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая действия Управления, совершенные 27.12.2007 по внесению в государственный земельный кадастр указанной кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков незаконными, нарушающими его законные права и интересы как налогоплательщика.
Суды, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из пропуска заявителем процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствия оспариваемых действий Управления требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов по существу спора правомерными.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации было принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 9 Правил кадастровая оценка земель производится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В пункте 3 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительством Омской области было принято постановление от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-п).
Постановлением Омской области от 26.11.2008 N 193-п (далее - постановление N 193-п) были внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установив, что внесение Управлением в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя на момент ее внесения в кадастр 27.12.2007 не была утверждена постановлением 174-п, подлежит отклонению, внесение постановлением N 193-п изменений в постановление N 174-п не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена постановлением N 174-п и соответственно, не означает, что Управление не имело право вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
Довод кассационной жалобы относительно недоказанности нарушения трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, суд кассационной инстанции не принимает как основание к отмене (изменению) принятых судебных актов, поскольку, с учетом вышеизложенного, он не влияет на выводы суда апелляционной инстанции по существу заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на подателя жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.09.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4814/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2010 г. по делу N А46-4814/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании