Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 марта 2010 г. по делу N А03-8648/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Г.С.В. (далее - заявитель, налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.04.2009 N РА-34-13 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 21.09.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении требований налогоплательщика.
В кассационной жалобе предприниматель просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Налогоплательщик полагает, что при принятии оспариваемого решения инспекцией нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку не учтены представленные письменные возражения на акт выездной налоговой проверки, а также в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налога на добавленную стоимость (далее - НДС), единого социального налога (далее - ЕСН) и взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 составлен акт от 19.03.2009 N АП-34-13 и принято решение от 14.04.2009 N РА-34-13, оставленное без изменения решением от 23.06.2009 вышестоящего налогового органа.
Решением налогового органа налогоплательщику предложено уплатить недоимку по ЕСН в общей сумме 50 893,45 руб., по НДФЛ в сумме 105 412 руб., по НДС в сумме 42 205 рублей; уменьшен, предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 2006 год в сумме 115 319 руб., за 2007 год в сумме 23 846 руб.; начислены пени в общей сумме 25 915,53 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 34 458,18 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа послужили выводы о недостоверности первичных учетных документов, представленных предпринимателем в обоснование права на получение налогового вычета по НДС и об отсутствии документального подтверждения понесенных им расходов, принимаемых в целях исчисления НДФЛ и ЕСН.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В обоснование произведенных расходов налогоплательщик представил для проверки счета-фактуры, кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, подтверждающие, по его мнению, приобретение товара у общества с ограниченной ответственностью "МеталлНефтьПродукт" и открытого акционерного общества "Агротехснаб" и его оплату наличными денежными средствами.
При рассмотрении вопроса о соблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки судами установлено, что акт выездной налоговой проверки от 19.03.2009 N АП-34-13 налогоплательщик получил лично 19.03.2009; уведомление от 19.03.2009 N 13-10/34-13 о том, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоится 14.04.2009 получено 19.03.2009 представителем налогоплательщика по доверенности; возражения на указанный акт налоговой проверки отправлены налогоплательщиком 09.04.2009 посредством почтовой связи и поступили в инспекцию после принятия решения от 14.04.2009 по результатам выездной налоговой проверки; при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки налогоплательщик или его представитель не участвовали.
Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Пункт 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, определенного пунктом 6 статьи 100 данного Кодекса.
С учетом изложенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, установив, что налогоплательщик был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и ему была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения данных материалов, в том числе представить свои возражения, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что предприниматель является плательщиком НДС, НДФЛ и ЕСН; контрагенты налогоплательщика не состоят на налоговом учете, сведения об этих организациях в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Руководствуясь статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 221, 236, 252, пунктом 1 статьи 169, статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 49, 51, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", арбитражные суды, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу, что у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета в целях налогообложения расходов по приобретению товаров у ООО "МеталлНефтеПродукт" и ОАО "Агротехснаб". При этом судами учтено, что предприниматель, вступая в гражданско-правовые отношения, не проверил правоспособность контрагентов и не проявил должную осмотрительность.
На основании пунктов 1, 3 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая сведения, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, суды пришли к выводу, что предприниматель имел возможность установить правоспособность контрагентов (ООО "МеталлНефтьПродукт", ООО "Агротехснаб") и устранить негативные последствия при заключении сделок с указанными контрагентами.
Довод заявителя о том, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика ответственности за нарушения, допущенные его контрагентами, правомерно отклонен судами, поскольку установлено, что нарушения налогового законодательства, допущенные контрагентами, могли быть выявлены налогоплательщиком в рамках обычной осмотрительности при выборе своего делового партнера.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины в действиях предпринимателя и правомерном привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела и доказательств, что не соответствует требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.09.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8648/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
По мнению налогоплательщика, если решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки принято без рассмотрения возражений на акт налоговой проверки, то это является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
По мнению ИФНС, указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении интересов налогоплательщика, если ему была обеспечена возможность участвовать при рассмотрении материалов проверки.
Суд считает, что позиция налогоплательщика не соответствует нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что налогоплательщик до даты рассмотрения материалов налоговой проверки отправил посредством почтовой связи свои возражения на акт налоговой проверки, которые поступили в налоговый орган уже после рассмотрения материалов проверки. При этом также было установлено, что налогоплательщик был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, и ему была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения данных материалов, в том числе представить свои возражения.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что процедура рассмотрения налоговым органом материалов проверки соблюдена, процессуальных нарушений при вынесении решения по результатам проверки не допущено.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2010 г. по делу N А03-8648/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании