Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 марта 2010 г. по делу N А46-14427/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 г.
Предприниматель Ж.И.А. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в сумме 5 185 993 руб. 54 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 16 105 руб. 57 коп. земельного участка площадью 332 мI, с кадастровым номером 55:36:190322:0001, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бетховена, 22, и об обязании заинтересованного лица исключить указанную стоимость из кадастра.
Заявление в суд основано на Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утверждённом приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Земельном кодексе Российской Федерации, и мотивировано тем, что кадастровая стоимость названного земельного участка внесена в государственный земельный кадастр без надлежащего её утверждения нормативным правовым актом.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено Правительство Омской области.
Решением от 20.10.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Ч.Ю.П.) заявление предпринимателя Ж.И.А. удовлетворено.
Постановлением от 17.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Ж.И.А. просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка явилось постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки населённых пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П), а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости - материалы государственной кадастровой оценки.
Полагает, что в соответствии с вышеупомянутыми законодательными актами государственная кадастровая оценка земельного участка сначала утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, после чего, а также после проведённой Управлением Роснедвижимости проверки сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в государственный земельный кадастр.
Кроме того, указывает, что заинтересованное лицо не имело возможности определения кадастровой оценки на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-П, так как кадастровая стоимость в этом случае получилась бы отличной от кадастровой стоимости, утверждённой постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-П.
Отзывы на кассационную жалобу в установленном законом порядке не представлены.
Предприниматель Ж.И.А., Управление Роснедвижимости по Омской области, Правительство Омской области о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела видно, что предприниматель Ж.И.А. является собственником земельного участка площадью 332 кв.м., с кадастровым номером 55:36:190322:0001, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бетховена, 22 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2009 N 951156).
Узнав из кадастрового паспорта от 11.08.2008 г. о кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 5 185 993 руб., предприниматель Ж.И.А. направила в Управление Роснедвижимости по Омской области запрос от 14.07.2009 г. N 4909 о разъяснении порядка определения кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.
По сообщению заинтересованного лица кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 г. N 174-П (письмо от 24.07.2009 г. N 07-06/4088).
Полагая, что порядок внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает её права и законные интересы, предприниматель Ж.И.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил N 316, Административного регламента, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что действующим законодательством ни Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, ни его территориальным органам не предоставлены полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя Ж.И.А., апелляционный суд указал, что Управление Роснедвижимости по Омской области не вносило в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость спорного земельного участка, а после утверждения постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007 средних удельных показателей внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков в государственный кадастр, в том числе в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда верными, основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам дела.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ) установлено, что к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ приняло постановление N 174-П от 19.12.2007, которым утвердило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в рублях за квадратный метр по видам разрёшенного пользования в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767,от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учётом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 9.9 Административного регламента указано, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Учитывая изложенное, заявитель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое территориальным Управлением Роснедвижимости после утверждения кадастровой стоимости земель.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда апелляционной инстанции о том, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений о земельных участках послужило постановление Правительства Омской области N 174-П, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Установив, что оспариваемые заявителем действия Управления Роснедвижимости по Омской области соответствуют закону и иным нормативным актам и не нарушают прав и законных интересов предпринимателя Ж.И.А. в предпринимательской и иной экономической деятельности, апелляционный суд правомерно на основании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче настоящей кассационной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 150 руб., тогда как с 29.01.2010 в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ за обжалование в кассационном порядке судебных актов по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 100 руб.
Поскольку кассационная жалоба предпринимателем Ж.И.А. подана 16.02.2010, то ей возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 17.12.2009 г. Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14427/2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать предпринимателю Ж.И.А. справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 50 руб., уплаченной за кассационную жалобу по квитанции от 16.02.2010 г..
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А46-14427/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании