Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 марта 2010 г. по делу N А67-5602/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 г.
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 81 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГУЗ "Клиническая больница N 81") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском о взыскании с Войсковой части 3478 ВВ МВД РФ 454 314,90 руб. за оказанные в 2006 году медицинские услуги.
В ходе рассмотрения дела истец заявил об увеличении размера исковых требований и просил взыскать с ответчика 901 228,06 руб. за медицинские услуги, оказанные в период с 2006 по 2008 г.г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.10.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009, заявленные ФГУЗ "Клиническая больница N 81" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Войсковая часть 3478 ВВ МВД РФ просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
В обоснование жалобы указано, что суды не приняли во внимание и не применили статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ответчик добросовестно, в рамках выделенных лимитов, оплачивал истцу расходы за оказанную плановую медицинскую помощь и обследование военнослужащих.
Ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрено возмещение истцу расходов на оказание медицинской помощи в неотложных случаях.
Расходы медицинских учреждений на оказание медицинской помощи компенсируются из средств бюджета муниципального образования. Суд неправомерно возложил обязанность возместить расходы истца за счет бюджета федерального уровня.
Ссылается на утвержденные Правительством РФ Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 и последующие годы, положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", положения Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ФГУЗ "Клиническая больница N 81" и Войсковой частью 3478 ВВ МВД РФ заключен договор об оказании медицинской помощи военнослужащим N 1034 от 18.11.2005 с последующими дополнительными соглашениями.
По условиям данного договора ФГУЗ "Клиническая больница N 81" обязалась оказывать медицинскую помощь и иные медицинские услуги военнослужащим войсковых частей 3478, 3480, 3481, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в лечебных подразделениях истца при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иного нахождения медучреждений МВД РФ, или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Войсковая часть 3478 ВВ МВД РФ в свою очередь приняла на себя обязательство оплачивать ФГУЗ "Клиническая больница N 81" затраты, связанные с оказанием медицинской помощи.
В мае-декабре 2006 года, в 2007, 2008 г.г., истцом были оказаны медицинские услуги военнослужащим ответчика на общую сумму 2 403 877,12 руб.
Свою обязанность по оплате оказанных услуг ответчик исполнил ненадлежащим образом. Задолженность на момент рассмотрения дела составила 901 228,06 руб., в том числе 454 314,90 руб. за 2006 год, 294 408,90 руб. за 2007 год, 152 504,26 руб. за 2008 год.
Неисполнение ответчиком своих обязательств по оплате оказанных истцом медицинских услуг послужило основание для обращения последнего в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявленные истцом требования соответствуют условиям договора об оказании медицинской помощи военнослужащим N 1034 от 18.11.2005, а также положениям пункта 2 статьи 16 ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, пунктов 1, 2, 5, 6 постановления Правительства РФ N 911 от 31.12.2004.
Истцом представлены надлежащие доказательства оказания медицинской помощи по неотложным показаниям, а ответчик в ходе рассмотрения дела размер предъявленной к взысканию суммы задолженности не оспорил, доказательств оплаты задолженности, возникшей в результате исполнения договора, не представил.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за май 2006 года в сумме 50 173 руб. признаны судом первой инстанции необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьи 38 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" первичная медицинская помощь, в том числе, и при неотложных нуждах, оказывается медицинскими учреждениями гражданам, в том числе, военнослужащим или сотрудникам войсковых частей, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, беспрепятственно и бесплатно.
Постановлением Правительства РФ N 911 от 31.12.2004 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанных Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения (п. 2).
Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания) (п. 4).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
Условия заключенного между истцом и ответчиком договора об оказании медицинской помощи военнослужащим N 1034 от 18.11.2005 предусматривают обязанность ФГУЗ "Клиническая больница N 81" оказывать медицинскую помощь, в том числе неотложную (п.п. 1.1, 1.2, 1.4). На Войсковую часть 3478 ВВ МВД РФ соответственно возложена обязанность оплачивать ФГУЗ "Клиническая больница N 81" понесенные им расходы, связанные с оказанием медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Судами обеих инстанций правомерно отклонены доводы ответчика о том, что договор об оказании медицинской помощи военнослужащим N 1034 от 18.11.2005 заключен на оказание плановой медицинской помощи и не предусматривает возмещения расходов, связанных с оказанием неотложной помощи.
Как справедливо указал суд апелляционной инстанции, данные доводы ответчика основаны на неправильном толковании условий рассматриваемого договора и не соответствуют положениям указанных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911. Расходы медицинского учреждения на оказание неотложной помощи подлежат возмещению даже при отсутствии заключенного договора на оказание медицинской помощи. При этом ни условия договора, ни положения указанного выше нормативного акта, не предусматривают оплату услуг медицинской помощи (в том числе неотложной) только в пределах бюджетного финансирования (выделенных Войсковой части 3478 ВВ МВД РФ на данные цели лимитов бюджетных средств).
Также апелляционным судом отклонены доводы ответчика о том, что расходы медицинских учреждений на оказание медицинской помощи компенсируются из средств бюджета муниципального образования.
При этом суд отметил, что указанные Войсковой частью 3478 ВВ МВД РФ в апелляционной жалобе документы (на которые ответчик ссылается и в кассационной жалобе), не опровергают и не отменяют установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 Порядка возмещения расходов медицинских учреждений на оказание военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи (в том числе неотложной).
Доводы кассационной жалобы аналогичны изложенным в апелляционной жалобе, и апелляционным судом дана им надлежащая, соответствующая обстоятельствам дела и закону, оценка. Иных доводов, опровергающих правильность выводов арбитражного суда, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана им правильная оценка и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления, не нарушены.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) рублей подлежит взысканию с Войсковой части 3478 ВВ МВД РФ в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины надлежит выдать суду первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 08.10.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А67-5602/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Войсковой части 3478 ВВ МВД РФ в доход федерального бюджета Российской Федерации 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист выдать суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 марта 2010 г. по делу N А67-5602/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании