Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 марта 2010 г. по делу N А45-6901/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 г.
Муниципальное образование город Новосибирск в лице департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - управление) о признании права собственности на здание ЦТП к61, общей площадью 137 квадратных метров, расположенное по адресу: город Новосибирск, переулок 1-й Чукотский, (8).
Исковые требования мотивированы ссылками на Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 13, статьи 12, 125, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение от 27.03.2001 N 297-р "О передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры от ЗАО "Объединение "Вторчермет" комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области (далее - комитет), постановление от 05.02.2001 N 133 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры от закрытого акционерного общества "Объединение "Вторчермет", распоряжение комитета от 18.06.2001 N 727-р "Об утверждении актов приёма-передачи имущества с баланса ОАО "Объединение "Вторчермет".
Решением от 23.09.2009 арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением от 16.12.2009 суда аппеляционной инстанции, в удовлетворении заявленного требования отказано по основанию неисполнения требований пункта 2 статьи 6 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, оснований для её удовлетворения не усматривает.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суды установили, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" мэрией города Новосибирска издано постановление от 05.02.2001 N 133 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры от закрытого акционерного общества "Объединение "Вторчермет", относительно здания ЦТП к61 общей площадью 137 квадратных метров, расположенное по адресу: город Новосибирск, переулок 1-й Чукотский, (8).
Распоряжением комитета от 27.03.2001 N 297-р указанное здание передано в муниципальную собственность города Новосибирска от ЗАО "Объединение "Вторчермет".
Распоряжением комитета от 18.06.2001 N 727-р утверждены акты приёма-передачи спорного имущества в муниципальную собственность города Новосибирска.
Судом установлено, что указанные правоустанавливающие документы изданы после вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, что право муниципальной собственности города Новосибирска на спорное имущество возникает с момента государственной регистрации такого права.
Также судом установлено, что в момент передачи имущества право собственности Российской Федерации на данное имущество зарегистрировано не было.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что между истцом и ответчиком отсутствует спор о праве. Управление, как орган, уполномоченный распоряжаться федеральным имуществом, имущественных притязаний на спорный объект не имеет.
С учётом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что департамент не доказал факта нарушения его права собственности на спорный объект недвижимости действиями ответчика. Заинтересованность департамента в оформлении права собственности на объект недвижимого имущества сама по себе не свидетельствует о нарушении со стороны управления его прав на этот объект. При этом суд пришёл к правильному выводу, об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности в судебном порядке, указав, что истец совместно с ответчиком не обращался за государственной регистрацией перехода права собственности, в том числе применительно к тому, что право собственности Российской Федерации на спорный объект являлось ранее возникшим. Такое право подлежит государственной регистрации при его переходе к другому лицу (пункт 2 статьи 6 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Доводы истца о том, что спорное здание исключено из реестра федерального имущества, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку такие действия противоречат содержанию пункта 14 Положения об учёте федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, из которого следует, что в отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения настоящего Положения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы арбитражного суда первой инстанции, указав, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела основанием для возникновения права муниципальной собственности города Новосибирска на спорное имущество являются указанные выше распоряжения комитета от 27.03.2001 N 297-р и от 18.06.2001 N 727-р.
Вывод суда о том, что с учётом правил абзаца 2 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ департамент не лишён возможности самостоятельно обратиться за регистрацией права муниципальной собственности на спорное имущество основан на правильном применении норм права.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
С учётом вышеизложенных установленных судом обстоятельств дела и правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.09.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6901/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2010 г. по делу N А45-6901/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании